Zefear. История. Выпуск 4.

28.01.20  Четвертый выпуск воспоминаний об истории магазина и того, что привело к его основанию в 2007 году.

Вспомнил про граффити и решил написать воспоминания на эту тему.

Вообще этот цикл «История» я пишу больше для восстановления в памяти событий, потому что по прошествии более чем 10 лет понимаю, что многое забыл, а было в те времена много интересного.

В граффити я пришел благодаря Славе Черкасову, владельцу магазина «Контейнер», если есть люди, которые это помнят. «Контейнер» был знаковым событием в жизни города, он повернул развитие независимого ритейла в определенное русло вместе с великолепным оформлением – вечеринки, пати, ди-джеинг, граффити, скейтбординг и т.д. Более того, тогда выросло огромное количество самобытных производств одежды, которые искали новые пути развития моды. Сейчас попробую перечислить те, что помню, буду в русской транскрипции, потому что точно названия в английской уже подзабыл. Бамбук, Плей, Биродо, Терминус, Кокс, Экстра. Кажется, что это даже не половина. Дело в том, что тогда еще не были уничтожены швейные производства по всему городу, людям нужны были заказы, поэтому швейные производства жили на заказах от маленьких марок. Ещё были в рабочем возрасте воспитанные в СССР швеи, конструктора, закройщики. Но как только пришёл масс-маркет и сети с китайским ширпотребом, то выжили только те, кто делал такой же ширпотреб, только в России. Экстра, например.

Одним из направлений молодежной культуры того времени было граффити. Поначалу рисовали автомобильной краской ABRO, потом появились Монтана, Монтана Блэк, Саботаж, кажется ещё что-то было. Для тех, кто не понимает сути граффити – расскажу. Красивые рисунки на стенах – Гагарин или Крокодил – это не граффити, это стрит-арт. Граффити – это теги (именные росписи), ники (имена художников) в вариациях и бомбинг (криминальное направление) на разные темы. Пришел граффити-стиль из негритянских районов штатов, по одной из версий, тегами обозначали границы районов враждующих группировок. Это был протест, также, как и настоящий рэп.

В стране появилось множество художников, но практически сразу у нас движение разделилось на две части – стрит-арт и бомбинг. Дополняли эти направления «поганщики» — молодые пацаны, которые убивали своими тегами стены города. Именно из-за них я и закрыл в 2008 году продажу краски, потому что заработанные деньги никак не могли перевесить убитую улицу Казанскую, где был Players и где продавалось уйма краски. А краски я продавал реально много. За 2007 год разной краски было продано на 100 тысяч евро. У меня был большой ассортимент, десятки оттенков, а тогда очень часто художникам заказывали оформление помещений. Наценка на краске была не очень большая, но всё равно это был хороший бизнес.

Именно поэтому я поддерживал и художников, и фестивали. В Гатчине проводился ежегодный фестиваль, туда краски давал. На более мелкие события. Надо отметить, что краска для бомбинга отличается от краски для рисования. В баллонах — более высокое давление и краска вылетает быстро. В бомбинге же что важно? «Закрыть», например, автобус, пока он стоит на остановке. 30 секунд и автобус поехал уже весь закрытый краской с одной стороны. Самым большим достижением бомберов всегда считался Whole Train (весь поезд) – забить весь состав. Они вскрывали двери, решетки, проникали в ночные отстойники поездов и за ночь «убивали» состав из 20 вагонов. Потом занимали позицию и снимали на камеры свой труд с утра, когда поезд выезжал из депо. Сначала в Европе, а потом и у нас, за такие геройства начали сажать. Вандализм, 214 статья, если правильно помню. У нас была бригада бомберов – Dirty. Они приходили ко мне просить краску и при этом толпой «разводили» продавцов и крали в магазине вещи. У них это считалось нормальным положением дел.

Конкуренция, а иногда и вражда между командами была и тут. Одни нарисовали, другие «забили» (нарисовали сверху рисунка), это наш спот, мы первые и т.д. В какой-то момент мне эта возня надоела, да и время пришло менять взгляд на такое искусство, поэтому в 2008 году я постепенно ушел из граффити темы. Ну и обманывали меня художники ни раз, не без этого. По их мнению – я же богатый, чего там церемониться. Кстати, Zefear в 2007 я уже открывал без краски в продаже, хотя продолжал поддерживать граффити в то время. Потом перенес в скейтерский Players, а потом вообще закрыл направление.

К слову сказать, на последнем модном шоу в Берлине я встретил DNA, это известный граффитчик, дизайнер. Он мне помогал в оформлении магазина Red Dragon в 2006, но потом наши пути разошлись.

Я сейчас выскажу спорное суждение, но это гипотеза, основанная на том, что я видел на протяжении последних 15 лет в граффити-искусстве. Художники думают, что они такие творческие и крутые, все должны их уважать и любить, помогать, поддерживать, особенно «эти лохи» которые случайно денег заработали. На самом деле крутых не так уж и много, очень много делается залепух, кривых дизайнов и рисунков, сроки они вообще никогда не выдерживают. Менеджера же взять у них не хватает ума и денег, да и гордыня мешает. Мне видится вполне жизнеспособным объединение художника и предпринимателя, как симбиоз условных мозговых полушарий. Условных, потому что это чушь – левое и правое полушарие, отвечающее за творчество и рациональность. Но как метафора – сойдет.