Срез времени 15.10.22. Про русский рэп

Про русский рэп, бессмысленный и бестолковый.

Оговорюсь сразу, не считаю себя не знатоком, ни любителем рэпа. Сам по себе этот тип говорения под музыку рассматривать не собираюсь, мне интересен феномен эмоционального наполнения около-рэпа, в первую очередь – страх и гнев.

Когда Челентано в 1972 году исполнил свою композицию «Prisencolinensinainciusol», это было весело, шутейно, а сама идея номера состояла в демонстрации особенности социума того времени говорить, но не слышать друг друга. Челентано, как настоящий гений, уловил и отразил в музыке тенденцию, которая со временем стала проблемой. Люди не просто не слышат друг друга в современном мире, они даже не могут понять того, что услышали, востребованы разного рода толкователи – эксперты, аналитики, интерпретаторы и прочий сброд, нужный лишь потому, что основная масса людей даже до сброда дорасти не желает. В полной мере это проявляется и в русском рэпе. Интерпретация текстов, которые не слышны при исполнении сами по себе, ввиду манеры, подачи, дефектов речи, стал отдельным жанром в стиле: «я вам расскажу, чтобы вы поняли, что понял я».

Когда Сергей Минаев в 1984 году заполнил все дискотеки СССР своим рэпом, это было мило, весело, ново. Но к тому времени рэп уже стал рупором сегрегированного и униженного пласта американского общества. Кто забыл, напомню, что в 70-е (всего 50 лет назад) возможности негров в США были минимальны, даже на дискотеки их не пускали. Их места проживания были локализованы, места работы – определены, возможности образования – минимальны. В нищих районах Бруклина выходцы с Ямайки делали свои вечеринки для чёрных, на которых ведущий развлекал танцующих рифмованными и не очень словами между композициями. Из этого и вырос рэп – стиль исполнения униженных и обремененных рабским прошлым людей. Практически сразу направление стало частью жизни криминала. Как одесская «феня», как блатной жаргон у нас. К слову сказать, я хочу сделать материал по блатному жаргону России начала 19 века, меня он поразил. Вот несколько слов оттуда, попробуйте понять их значение, в конце текста раскрою его.

Хороводник

Хрястанье с канновкой

Спурка

Каника

 

Рэп стал способом самопредъявления в среде уличных банд, ровно как и граффити изначально было тэгами для обозначения границы района или своего присутствия. Что-то сродни «чёрной кошки» в «Месте встречи…» Причём частично рэп там и остается, но является возможностью хоть для кого-то вырваться из ада гетто и сейчас. Вечный страх за свою безопасность сублимировался в ярость, направленную на власти и на соперников, и проявлялся в словесной, а часто и в физической агрессии. Вспомним убийство сначала Тупака, а потом Нотэриуса. Кроме этих двух видных деятелей рэпа жертвами вражды стали десятки, если не сотни жителей негритянских районов штатов. Когда мне рассказывали про некоторые места Нью-Йорка, где ещё в самом начале 2000-х каждый день прямо на улицах были перестрелки и убивали людей, то поверить в это было сложно. Но когда я увидел случайно Бронкс (история есть на блоге www.eventstreetwear.ru, поиск по слову «Бронкс»), то поверил безоговорочно. Возможен ли в штатах бунт? Возможен, но только уже не столько со стороны негров, а скорее со стороны латиносов, они злее и голоднее сейчас. Но вернёмся. В 90-е рэп был проявлением состояния части общества, и за каждое публичное слово нужно было отвечать. Очень схожа ситуация с нашими 90-ми, только у нас шла война за ресурсы, а негров в штатах к ресурсам по сути так и не допустили до сих пор. Только к пособиям. Но за слово убивали. Это было проявление настоящих эмоций человеческого животного, власть ресентимента пока не проникла в ряды исполнителей и слушателей рэпа.

Напомню, что понятие ресентимента ввёл Ницше, оно обозначает в первом приближении (как его трактуют сейчас) ненависть к объекту, который является, по мнению ненавидящего, причиной всех его бед, причём ненависть никогда не переводимая в действие. Если чуть расширить, то ресентимент – есть замена действования, концентрация лишь на злобе, зависти, ненависти у людей, которые обладают бессильностью и только. Но у ницшеанского понимания ресентимента есть и более глубокое проявление – вторичное чувствование. Люди испытывают не свои эмоции, а те, которые им подсказал и нарисовал социум. Понятно, что социум ограниченный коммуникацией. Это о том, о чём пытался сказать Челентано. Гуризм (от слова «гуру») и кумиризация облегчили проведение границ, более того, совсем отменили потребность в коммуницировании. Зачем? Послушать очередного певца ртом, прочитать интерпретацию текста и чувствовать то, что подсказано. Рэперы целиком погрузились в социальное болото, которое закрыло весь политический спектр: справа — налево. Щепотка национализма, лучше в обёртке из непонятных намёков, чтобы на самом деле не быть националистом. Ломоть одобряемого патриотизма. На холмике — эпикурейское философствование о смыслах жизни (под холмиком похмельная блевотина), слева виднеется эвдемонист на минималках с манифестацией примитивного «кайфуй!». Изредка прорастает текст о социальном, о проблемах людских. Но слышать протесты от миллионеров Нойза, Басты или Окси – такой сюр, что слов нет, хотя вполне вписывается в мейнстрим современного рэпа колониальных штатов мира.

А вершиной ресентимента стали баттлы. Мразотнешее словоблеяние с оскорблениями и объекта, и его родных, опасное лишь тем, что оппонент может любить лук или не почистить зубы и брызги слюны на лице потребуют умывания, хотя никогда не станут ядовитыми. Набрать в рот яда и укусить – поступок, а вот набрать виртуального дерьма и плюнуть, частично проглотив, это и есть настоящий ресентимент. Нет настоящего чувствования, нет действия, есть фрейм пережевывания проживания и оскорбления, а также лекарство в рюмке или таблетке после.

Стоит ли удивляться тому, что в момент востребованности реального действия, поступка, был выбран самый удобный способ: избегание, молчание, побег? Тем более что конфигурация обоснований уже построена – коррупция, аква-дискотека, ворьё, произвол ментов и чиновников. Как я могу быть за это – вопрошает себя рэпер из Урюпинска? Да легко! По простой причине – ты и есть это. И я есть это. И вся страна, за редким исключением, есть это. Потому что почти каждый попадающий на должность – начинает красть. Почти каждый, получающий власть начинает наглеть. Практически каждый разбогатевший становится снобом. Так в нашем обществе, так в обществе «прогрессивном», модель которого мы по жадности заимствовали. Но ведь так было во все человеческие времена! И рэперы – лишь проявление гнусного общества, не более того. Они не отвечают за свои действия по Шопенгауеру, но они и за мысли свои не могут отвечать, по Ницше.

И воистину, лучше вообще не чувствовать, чем жить ресентиментом. Вспомним Микеланджело в переводе Тютчева:

 

Молчи, прошу, не смей меня будить.

О, в этот век преступный и отрадный

Не жить, не чувствовать – удел завидный…

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

(1855 год)

 

Закончу это эссе двумя стихотворениями самого Ф.Тютчева и в его переводе. Первое – многозначное, как понятие счастья у Аристотеля. Напомню, что был ли человек счастлив, по Аристотелю, можно делать вывод лишь после жизни его и в размер счастливого бытия не входит быт. Да, ребята, ни машины, ни смузи, ни бабло не дают счастья. Какая новость, да?

 

Не богу ты служил и не России,

    Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые и злые, —

все было ложь в тебе, все призраки пустые:

    Ты был не царь, а лицедей.

(1855 год)

 

Это он про Николая I, судя по всему, который умер за несколько лет до стихотворения. Предложите любому рэперу примерить стих на себя…

В завершение, короткая оценка.

Понимая когорту властителей подростковых умов, обладающих бессильностью рэперов, понимаю так же и сомнения, даже негодование многих людей, с ограниченным доступом к кормушке благ, и оттого гневящихся на распределителей корма. Эти буржуа нового типа, заботящиеся лишь о том, что им не принадлежит (тело, здоровье, как пример), безопасно злобствуют в соцсетях, не боясь получить в ответ даже капельку слюны. А лучшие люди современности – добровольцы, правильные мужики, делающие дело в русле своего понимания мира, своей онтологии, которая у них, несомненно, есть, в отличие от рэперов и политиков, которые имитируют заплыв воли, плывя по течению социума.

 

Приветствие духа (из Гёте, перевод Ф.Тютчева, 1827 год)

На старой башне, у реки,
Дух Рыцаря стоит —
И, лишь завидит челноки,
Приветом их дарит:
«Кипела кровь и в сей груди,
Кулак был из свинца,
И богатырский мозг в кости,
И кубок до конца!
Пробушевал полжизни я,
Другую проволок —
А ты плыви, плыви, ладья,
Куда несет поток!»

 

 

P.S.

Хороводник – член шайки

Хрястанье с канновкой – трапеза с водкой

Спурка – скупка и перепродажа краденного

Каника — копейка