Срез состояния бизнеса

Сайт «Коммерсанта» публикует данные опроса предпринимателей.

https://www.kommersant.ru/doc/5652183

Спрашивали больше про влияние мобилизации на деятельность бизнеса, но есть и несколько более любопытных показателей. Количество закрывающихся, как мне кажется, не сильно отличается от нормы, 5-6% перманентно на стадии пред-закрытия. Интересно, что по-прежнему людям не хватает денег и мешают проверки. Не берусь судить, в моём кругу я про проверки вообще не слышу в последнее время, а про нехватку денег обычно говорят начинающие предприниматели, хотя бывает для развития требуются оборотные средства и давно работающим предприятиям. Была бы интересна градация по сроку деятельности предприятий.

Но самое важное заключено в двух цифрах: 64% жалуются на сокращение спроса и 23% выступают за ограничение действия по маркировке.

Сокращение спроса существенно влияет на результаты работы, тут не поспоришь. Множество данных указывают на то, что постоянная тревожность и неопределенность стимулируют повышения уровня накоплений у населения. Вполне нормальная реакция на опасный внешний мир и туманные перспективы. Следствием этого может стать очередная компания по стимулированию спроса. Это ошибка. Стимулирование спроса всегда ведёт к инфляции, а через кредиты – ещё к массе сопутствующих проблем. Стимулировать следует производство, наращивать вот эту самую двухконтурную финансовую систему, про которую и я писал ещё весной, и некоторые экономисты говорят в последнее время. Деньги, потраченные на основные фонды для производства, никак не повлияют на инфляцию, они не создадут лишнего спроса. Они создадут рабочие места и дополнительную товарную массу, но самое главное – дадут ощущение стабильности, что само собой снизит накопления и стимулирует спрос. Понятно, что сейчас кроме экономических доводов работают политические по большей части, но политика, в конце концов, практически всегда действует в интересах экономики. Если мы принимаем как гипотезу заклинания, что как было уже не будет, то нужно и действовать исходя из этой гипотезы. Не смотреть как бы восстановить, а делать что-то новое.

Что касается маркировки, то скорее всего это как раз та часть предпринимателей, которая сталкивается в своей деятельности с этим бредом. И по мере того, как ассортимент маркированных товаров будет расти, будет расти и число противников этой идеи. Пока же нас как лягушек варят, потихоньку повышая температуру. Маркировка в условиях сложностей импорта серьёзно влияет на ассортиментную матрицу товаров на полках. На цены – тоже, усложнение логистики – тоже, но при раздерганном рынке цены отходят на второй план, а логистика и так под массой ударов.

В общем, можно сказать, что бизнес пока держится, но где-то с августа идёт ухудшение по многим направлениям. Мобилизация повлияла в моменте сильно, но сейчас её влияние на бизнес-процессы не столь велико, как психологическое состояние общества.