Проблемы малого бизнеса

02.11.22 Сегодняшнее утро неожиданно помогло выстроить полную картинку из идеи, которую озвучиваю уже с десяток лет. Идея состоит из двух частей. Первую озвучил году в 2011-м, кажется, тогда записывал пару лекций для малого бизнеса, они вроде есть где-то в сети. Тогда эмпирическим образом рассчитал, что наценка в 60% для малого бизнеса смертельна, вопрос лишь в том, разорится проект через 6 месяцев или через год. За прошедшие годы в обозримом кругу испарилось такое количество бизнесов в разных сферах, которые пытались опровергнуть эту идею, что не перечислить. Правило работает практически всегда за одним исключением, о нём ниже.

Вторая часть идеи, её я публично продвигал когда сотрудничал как бизнес-наставник в центре поддержки предпринимательства (контора по осваиванию госбюджетов, сажать можно всех сразу) в 2015-16 годах, состоит в том, что для малого бизнеса нет нужды стремиться к развитию, ставить наполеоновские планы. Напомню, что большинство такого рода Наполеонов завершают чуть менее бесславно, чем проходимец из Франции, а именно – в учреждениях формата заведения на Скворцова-Степанова. Идея состоит в том, что стремление к развитию как росту, каковая и манифестируется в качестве верной, несёт в себе довольно большие риски с одной стороны и серьёзные сложности в инструментарии в условиях нашей страны – с другой. Простым языком, для постоянного роста необходимы очень дешёвые кредиты, которые достигались эмиссией доллара и евро, что, в свою очередь, поддерживалось использованием ресурсов стран третьего кольца экономики (некоторые называют это ограблением).

Это и есть исключение из первого правила. На маленькой марже можно работать лишь в рамках постоянного развития-как-роста при дешёвом финансировании. Этот механизм позволяет покрывать операционные убытки дешёвыми кредитами, с другой стороны – при дешёвых деньгах и низком уровне расходов на содержании долга заработать пару процентов в год значительно легче, а при постоянном повышении капитализации и оборотов (росте) даже маленькая относительная маржа даёт неплохой абсолютный доход. При обороте в миллиард 2% — 20 млн., а при обороте в миллион – 20 тыс. Если у вас деньги стоят 1% в год, то прибыль в 10 млн. вполне сносная, а 10 тысяч – не хватит на проезд в метро. Математика простая.

Между тем, есть иной подход к развитию – развитие-как-познание. Имеется ввиду в первую очередь познание себя, далее – мира. Но к экономике этот подход отношения не имеет, во всяком случае прямого.

Если в нашей стране держать в фокусе внимания постоянный рост, что возможно при общем более высоком уровне маржи, то мы даже имеем шансы сыграть по правилам «западного» мира. Но при открытости экономики, которая была сконструирована в 90-е, на рынок заходили крупные западные компании, которые имели возможность даже в убыток работать несколько лет, для занятия своей ниши на рынке. Пример с Леруа Мерлен в этом смысле показателен. В сфере лёгкой промышленности западным корпорациям было ещё легче, рынок был пустой, дешёвый ширпотреб быстро убил всю нашу лёгкую промышленность, химическую (по большей части) наши либералы при власти продали буржуям, те её благополучно разорили. Этот подход не нов и применяется не только для нас. Читатели помнят шикарные марки Boxfresh, Addict, One True Saxon, Fly 53 – это всё английский стритвир, который занимал значимые позиции на рынке. Потом их купили крупные компании и потихоньку стёрли с карты.

Таким образом, на начало 2022 года ситуация с малым бизнесом была такова. Имело смысл держать высокий уровень маржи, повышать производительность труда, не брать кредиты (даже 10-12% — очень дорого для бизнеса) и сконцентрироваться на создании покупательского круга лояльности. Для покупателей выбор выглядел таким образом: либо массовый сегмент с дешёвыми (не всегда) ценами, либо нишевые сегменты с более высокой маржой, но с индивидуальным сервисом. Если вторая часть пыталась снизить маржу, то через какое-то время исчезала и вместе с ней исчезал выбор. Причём говорю я сейчас про многие сферы жизни, не только про любимую одежду. Ещё раз подчёркиваю – кофе в городе выпить негде. Хипстерско-либероидные кофейни с навязыванием своего понимания потребления и не понимания сервиса – в топку Вехнего Ларса, массовые заведения – в топку неликвидного кофе, вот и выискиваешь нормальных людей, которые не страдают энурезом от страха проверок и не идиотничали, например, с куарами. И такого рода ниш в городе полно. Где и что поесть кроме грузинской кухни? Где уютные домашние кафе с простой едой?

После начала войны ситуация обещала поменяться, но обманула. В торговле массовые бренды вернулись или не ушли. Кредиты остались дорогими. Покупательская активность сейчас упала по всей стране. Арендные ставки в сфере торговли почти не снизились, только в офисной недвижимости. Сейчас на коне только импортеры из Китая. По-прежнему нет фокуса на производственных предприятиях, в последнем разговоре Хазин со своим гостем об этом много говорили. Фамилия гостя Пищальников, у Хазина сделать нормальный пост с описанием и фамилиями гостей не получается пока из-за любви к себе, но темы он поднимает правильные и этот выпуск очень хороший (от 1 ноября).

О чём говорит эта ситуация? О том, что сейчас стратегия для малого бизнеса очень проста – накопление товарных остатков ввиду множества возможных сложностей. Например, о сложностях с японской экономикой я говорил в последнем видео. Сложности с русофобией англичан тоже были предсказуемы, но там у меня не было возможности накопить впрок продукт, к сожалению. Сложности с логистикой ещё будут, хотя пока острота спала, но повысилась в разы стоимость. Очень хорошо, что пока сведены к минимуму сложности, исходящие от нашей бюрократии, но как только ситуация нормализуется, они вернутся. Большая проблема – сложности и в личном бизнесе, и с наемной работой у покупателей, которые у всех свои, но они множатся как метадоксы.

Ввиду этого, пока ничего не меняется для малого бизнеса – нужно держаться своего места. Своей ниши. Если есть возможность приобретать продукт и активы впрок – надо делать, но без желания быстро вырасти, это именно что – впрок. На мой взгляд, с фондового рынка нужно сейчас уходить, даже с убытком, этот сегмент весь стал венчурным.

Такой вот коллаж современности.