Практическая польза рационального мышления

Во время презентации программ Мастерской Изменений и при разговорах в рамках проекта по изучению и развитию системного мышления, возникли вопросы, которым я уделял до этого мало внимания.

Зачем мне эта рациональность?

Суть вопросов по сути сводился к одному этому.

Начну издалека. Основы рациональности произростают из точных наук — математики, физики, астрономии, и огромная роль в развитии рационального подхода в решении задач принадлежит мыслителям из Европы и Азии. Однако в последние десятилетия разработкой прикладной, повседневной рациональности занимаются во основном в США. Делается это в большинстве крупных университетов, на кафедрах психологии и управления.

Внимательный читатель обратил внимание на два слова: «психология» и «управление». Именно эти два слова и обеспечивают финансирование такого рода программ в США. Именно поэтому там работают многие серьезные умы современности.

Психология управления. Это цель исследований.

Даниель Канеман получил Нобелевскую премию по экономике в 2002 году за… ВНИМАНИЕ!!!… за исследование процессов принятия решений человеком. По экономике! Канеман выяснил, каким образом люди при принятии решений опускают часть трудозатратных шагов мышления, опираясь на быстрое ассоциативное мышление.

Глобальная цель американских элит — управление миром, сознанием людей. Для того чтобы управлять, нужно понимать внутрисистемную структуру и взаимосвязи элементов. Изученных и освоенных во всем мире инструментов анализа и синтеза не достаточно для просчитывания реакций людей на внешние стимулы. Да, Декарт говорил о том, что если есть сложная проблема, которую я не могу решить, то я делю её на части и решаю по частям. Это есть анализ. После изучения частей их можно объединить в целое. Это синтез. Но на выходе зачастую получается не тот результат, на который рассчитывали. И вот вопросом «почему?» и занимаются десятки ученых.

Вы можете не соглашаться с этой моей версией, но посмотрите на результат. В нашей (и не только в нашей) стране огромное количество людей не любят свою страну. Человек родился, вырос, был воспитан, выучен, заработал капитал здесь, но Россию не любит. Да что там не любит — ненавидит! И если нелюбовь еще может обеспечить наше внутреннее правительство своим странным руководством, то одновременную любовь к «западным ценностям» никакой пьяный Ельцин привить бы не смог. Что происходит?

Политики и журналисты, состоящие на службе политиков, используют инструменты дисрационализма у граждан мира. Я могу привести сложные примеры, но для объяснения как они работают нужно много времени. Просто для ознакомления примеры проще.

Фрейминг — задание рамок для рассуждения. Одну и ту же задачу можно описать в разных вариантах и люди будут оценивать результаты диаметрально противоположно. Пример. Понижение налогов всегда означает, что кто-то будет платить больше. Именно ВСЕГДА. И эта гипотеза точно вызовет много непонимания и споров.

Эффект привязки. Вы с ним знакомы. Продавец при продаже называет цену заведомо большую и торговля начинается именно с этой цифры. Он «привязал» покупателя. Или уловка в некоторых магазинах. На первый план выставляются вещи с очень большой ценой. Далее цена резко падает и не кажется такой уж большой относительно первой. Но она является большой относительно рыночной.

Когнитивная (мыслительная) скупость. Сложный вопрос, требующий внимания и изучения, подменяется простым вопросом и ответ дается именно на него.

Это лишь часть простейших примеров, которые серьезно влияют и зачастую ухудшают нашу жизнь.

Именно поэтому умные люди делают глупые вещи. Люди забывают думать. Человек передвигается по привычным путям, закрепленным в сознании с детства и не собирается ничего менять. С одной стороны — ничего страшного. 80% людей в мире всю жизнь остаются на уровне обыденного мышления. Они проживают жизнь и даже не подозревают, что за них все ключевые решения приняты и лодка их жизни плывет по течению. С другой стороны —  освоить рациональное мышление — это получить весла и начать ими грести. Тогда есть шанс сойти с лодки на берег и увидеть не только воду и берега, но и заливные луга, землянику, а может даже найти свой Зурбаган.

Ещё одно замечание было о том, что в работе использую термины, которые не понятны. Надо понимать, что чрезмерное упрощение в серьезных вопросах приводит к потере смысла вопросов. Поэтому я предлагаю такой вариант. Перед семинаром я пришлю список терминов и понятий. Их будет не много — около десяти. Просто прочитать будет достаточно.

Если есть желание развивать свое мышление, освоить принципы рационального мышления — приходите на программу 16 и 17 октября. Это пятница и суббота. 16-го с 15:00 до 21:00, 17-го с 11:00 до 18:00.

Инженерная 6, офис 32, 3 этаж.