Подход Насреддина

В работе «Долг» Дэвид Гребер приводит байку про Ходжу Насреддина, которая ярко демонстрирует отношение мыслителей, купцов, простого народа к государству и его правителям у народов Ближнего Запада (именование Гребера) в Средние века.

Однажды шах велел Насреддину явиться ко двору.

— Скажи мне, — сказал шах, — ты, мистик, философ, человек необычайно проницательный. Меня заинтересовала проблема стоимости. Это интересный философский вопрос. Как определить истинную цену человека или предмета? Возьмём для примера меня. Если бы я попросил тебя оценить мою стоимость, что бы ты сказал?

-О, — ответил Насреддин, — я бы сказал около двухсот динаров.

Шах был ошарашен:

— Что?! Но ведь двести динаров стоит только пояс, который я ношу!

— Я знаю, — сказал Насреддин, — на самом деле стоимость пояса я учёл.

 

Занимательная байка, правда? Во-первых, — «велел». Шах мог повелевать, что не прибавляло ему уважения. Во-вторых, удивительная вещь, прошло полтора тысячелетия, а правители по-прежнему пытаются всё померить в деньгах. Буквально вчера мелькнуло сообщение о том, сколько стоит территория 404 вся, а сколько стоит Донбасс. То есть подсчитывается выгода. Ровно такой же подход у пиндосов, они вытаскивают свою экономику из дырочки за счёт войны, как бывало уже не раз, но тут ход изящный – за счёт чужой войны.

Третье наблюдение. Насреддин легко оценил стоимость пояса. Да, это байка, но в эпосе обязательно что-то подразумевается. Тут подразумевается, что естественно для бродячего философа знать стоимость какого-то пояса. Кстати, в байках, связанных с Насреддином, довольно много эпизодов связанных с одеждой, можно предположить, что внешний вид имел важное значение в те времена.

Государство воспринималось как вынужденная необходимость, оно вело войны, обирало народ ради своих целей, но уважение при этом не имело. Гребер исследует антропологические находки учёных всего мира в контексте возникновения и существование долга, этим и интересен его труд. Так вот государства Ближнего Запада почти не вмешивались в торговлю, купцы, избавившись от идеи ростовщичества (хотя оно было и в исламских странах в скрытых формах), были уважаемыми людьми. Не знаю уж, стоит об этом писать, чересчур комплиментарно по отношению к этой религиозной ветке, но одно наблюдение стоит привести.

Очень похоже, что Адам Смит слямзил свою идею «свободного рынка» у мудрецов того времени. Англосаксы, конечно, удивительное ворьё уже на протяжении многих столетий. Сочетая в себе  скудоумный снобизм с привычками крадунишки, да освоив в совершенстве управление через пропаганду, диктуют свои правила всему миру. Может быть вернусь ещё к теме выдумок Смита.

Мне кажется, что этот «подход Насреддина» в отношении к правителям, может помочь удерживать свой ум в спокойном состоянии при наблюдении за насекомыми очень важными важнюками в пиджаках.