Мода. Bread and Butter. Круговорот идей.

Изменения в мире, которые начались формально в феврале, а по сути своей – осенью 2007 года, окажут серьезное влияние и на модный сегмент социальной жизни. Почему в 2007-м? Тогда осенью произошёл первый серьезный сбой на биржах, который показал элитным группам, что система управления миром начала сбоить. Система управления состояла в безусловном приоритете двух факторов – доминирование финансистов и доминирование доллара. Хорошо помню анекдот 2008-го года.

 Разговаривают два экономиста.

— Ты понимаешь, что сейчас происходит в экономике?

— Я тебя сейчас объясню…

— Объяснить я и сам могу, понимаешь ты или нет?

Вероятно, что-то и кем-то в итоге было понято. Судя по тому, что происходило с тех пор во многих уголках планеты, не было единого мнения этих самых элит о плане решения вставших вопросов. Поэтому стали пробовать разные направления, похоже, что три из них были признаны относительно успешными вариантами: политическое напряжение и военные конфликты, экологическая повестка и вирусология.

Мода всё это время была вне происходящих процессов, однако если не рассматривать ретроспективно в увеличительное стекло разные факторы, а попробовать в телескоп увидеть динамику происходящего, то надо отметить серьезное влияние изменений в мире и на моду тоже. Прежде всего – мода сузилась, опопсела, обросла жиром мяса масс. Логика такая.

Массовость приносит деньги, но убивает индивидуальность. Но индивидуальность вдыхает в моду жизнь, даёт энергию. Уходит индивидуальность, уходит энергия, уходят деньги. Снижается качество массового, какое-то время деньги продолжают течь, но поток постепенно иссыхает. Деньги уходят, требуется новая жизнь, новая энергия, требуется индивидуальность.

Сейчас мы пришли к стадии оскудения денежных потоков в мире моды.

Наглядно ход событий можно было наблюдать на примере значительной выставки моды Bread and Butter. Впервые я туда поехал в июле 2007 года в Барселону. Хотя выставка немецкая, но Барселона – это было место силы в модной индустрии. Там была энергия, жизнь бурлила. Три дня город гудел, пил, ел, веселился. Все клубы и мало-мальски пригодные пространства были арендованы. Цены на гостиницы взлетали, в рестораны очередь. Летом 2008 года, перед основной стадией экономического кризиса (сигнал с бирж в 2007-м услышали лишь финансисты) на выставку приехало около ста тысяч человек. Выставочный комплекс в Барселоне метафорично превращался в Вавилон – музыка, промоушен, шоу, показы – круговерть событий. Вечеринка открытия во дворце, ди-джеи под куполом, световое шоу, потоки выпивки и тонны закусок. Среди выставляющихся был огромный спектр небольших марок, локальных брендов, субкультурных идей.

После начала кризиса очень быстро всё стало сдуваться, уже в 2010 выставка вернулась в Берлин, там их поддерживало правительство, какое-то время тоже было шумно, но уже совсем с иной энергией. Это как престарелый ловелас пытается показать, что он ещё ого-го! На выставку пришли массовые марки, огромные павильоны, совсем другой подход к отношениям с клиентами. Но уже было видно, что энергия уходит. Я много писал об этом, на блоге можно поискать заметки, но тогда мне не был понятен смысл действий владельцев выставки. Сейчас ясно, что не было смысла, их несло течение, они пытались выжить и заработать. В итоге Bread and Butter умер. Бал правят крупные компании, которые держат в руках выставочные проекты – Панорама, Премьер, но это жирная и ленивая пожилая белка в огромном колесе зарабатывания.

Думаю, что уже в следующем году стоит ждать появления новых субкультурных тенденций, прежде всего в музыке. Реп оказался конъюнктурным флюгером разных социальных групп. По недоразумению называемые музыкантами персонажи, посредством социальных технологий в медиа, выползли из подземелий человеческого подсознания, живущего в рептильном мозге, и опустили конкретного человека в болото скотских наслаждений. Вероятно, по этому же пути попробуют пойти и новые герои молодых тел, за ними потянется мода, отличительной чертой которой станет выделение из массы, манифестация подростковой сепарации. Пока безмозглой, но со временем появятся и осознанные концепты. Их подхватят воротилы и очередной круг модной воронки продаж будет запущен.