Дно НТВ

В обычной жизни я редко смотрю телевизор. На даче его и вовсе нет, а дома — спорт, РБК, новости, да фрагментами ТНТ.  Кнопка НТВ бывает нажатой только когда Норкин со своим ток-шоу мелькает. Не то, чтобы это принцип какой-то, просто времени нет.

Тут немного приболел, денек посидел дома, когда уставал читать, то смотрел ящик. И попалась мне в ночи передача про Овечкиных — семью музыкантов, которые захватили самолет в 1988 году.

История знакомая, в те годы про неё мало писали, либо я мало читал, демобилизовался осенью 88-го, может в армии пропустил, хотя мне все газеты приносили в индивидуальном порядке (их никто в роте кроме меня не читал).

История полна трагизма, там множество подтекстов, линий взаимоотношений, недосказанности. Для герменевтики простор такой, что ни одно литературное произведение не даст. Помню, был фильм «Мама» по этой истории. Там Мордюкова, Машков, Миронов. Фильм помню, но ничего из сюжета не помню, наверное не впечатлил.

НТВ сделал из истории шоу с элементами документального кино. Это настолько отвратительно, что мне захотелось высказаться.

Уже много лет как я перестал смотреть кино. Не то, что совсем, 2-3 фильма в год я осиливаю. А произошел мой отказ от кино именно из-за приемов, которые использует НТВ в этом проекте: вечная смена планов с крупного на общий, подработка и очень открытая, музыкой, упрощение в сюжетных линиях (поляризация — есть упрощение, деление на хороший-плохой — самая примитивная), притягивание за уши, а не описание контекстов, стандартные приемы для подтекста и многое другое. Вот эта мозаичность, дробление на эпизоды, калейдоскопная быстрота смены эпизодов — это современное кино. Ровно такие приемы использованы в проекте про Овечкиных, жанр описать я не могу, само название цикла — «Основано на реальных событиях» подталкивает к идее, что это какая-то художественная работа.

Обращение к эмоциям — основная моя претензия к тому, что происходит на экранах телевизоров и компьютеров. Зацепить за крючок Тени, попасть в состояние, завернуть его штопором — вот задачи фильмов разного рода. При этом изредка даже создается у смотрящего иллюзия, что он думает. Для понимания, что нет, не думает, нужно совсем небольшое знание, выведенное Канеманом, Становичем и другими учеными когнитивистами: та часть головного мозга, которая отвечает за сложное мышление, отвечает и за эмоции. Если человек в эмоциях, то он не может думать сложно, ему доступны лишь автоматизмы, клише, интегрированные в психику смыслопакеты, интроекты, синкреты.

И вроде факты о семье все сказаны — вот, ребята, было как-то так, сами уж тут решите,  кто виноват.  Тема вины — опять же, как бы есть, а как бы нет. Вскользь проброшена линия: пьющий отец — продажа мамой водки (употреблено слово «палёной», хотя ранее в фильме говорилось, что у неё в диване было всё — вино, водка) — погибание выживших в теракте детей именно от алкашки. Красиво? Не очень. Да, закладывается полезная установка, что пить плохо (когда это срабатывало?), но совсем «упускается» из виду контекст, что в 90-е годы в стране умерли от пьянки миллионы, что политика государства в этой области мало изменилась со времен СССР.

Мать торговала по ночам алкоголем, а работала в вино-водочном, зачем ей «паленка»? Почему о факте продажи знали многие (в те времена точки продаж были известны, людей за это сажали пачками, расскажу как-нибудь личную историю), даже заводили уголовное дело на мать, да спустили его на тормозах? Про борьбу с пьянством в те годы совсем не упомянули. Эта борьба таких дел натворила, что ужас, только пьянство не остановило. Это — контекст, его необходимо описывать.

Если отца забили до смерти сыновья, на что намекалось в фильме, даже сказали, что оставшийся в живых сын расскажет (так и не рассказал), то как получилось, что и это расследование спущено на тормозах в те годы?

Почему не говорилось, что в те времена досмотр на вход в самолеты был формальным, можно было даже улетать по чужим билетам, без паспорта? Я в 91-м сам улетал из Хабаровска по билетам, выписанным на другого человека. Это контекст.

Вообще, у меня сложилось впечатление, что одной из целей фильма стало максимальное обеление государства. Это странно для НТВ, в любви к СССР они не замечены, но может я уже вывалился из ситуации.

Последнее десятилетие СССР, после смерти Брежнева и до развала в 91-м — это беда страны, целый пучок ошибочных решений и предательство части элит привело ужасным 90-м и к трагедиям ни одной семьи, а целых поколений.

Очень важная для современного поколения подростков и молодых людей максима — стремление к славе, красивой жизни, лёгким деньгам очень часто приводит не к желаемому, а к трагедии, — не дойдет до адресатов, они пропустят эту историю мимо себя (если вообще будут смотреть этот фильм) в захвате эмоциями на различные темы. И выходит так, что фильм снят просто для показа множественной рекламы, что тоже задача, но чересчур примитивная.