Агрессия в мире, пар пассионарности

Задумывались ли вы, отчего, вопреки убеждениям и рассуждениям небезызвестного Пинкера, агрессивность человеческой среды в последние десятилетия неуклонно возрастает? Вместо больших войн идут постоянные маленькие войны по всему миру, всё больше агрессии генерируется в некоторых религиях, ещё больше – в национальных государствах. Конфликты возникают повсеместно, причём, из четырёх вариантов конфликтов, регулярно происходит три типа, но два из них всегда приводят к агрессии. О чём я? О классификации конфликтов в театральном искусстве.

  1. Межличностный – происходит постоянно в большинстве слоёв различных обществ, в большинстве возрастов (главное, чтобы были силы), непрерывно генерирует агрессию.
  2. Надличностный – конфликт личности и государства, общества, какой-то группы и т.д. На терминологию не обращайте внимания, тут слова значения не имеют. Море агрессии и перманентное присутствие в повседневности.
  3. Внутриличностный. Это конфликт между субличностями отдельного человека, внутренний, душевный конфликт. Последствия такого конфликта могут и не приводить к агрессии, хотя я думаю, что именно противоречия между субличностями лежат под межличностными и надличностными конфликтами, они глубже, невидимы, но управляют поведением.
  4. Сверхличностный – конфликт человека и чего-то сверхъестественного. Больше встречается в литературных произведениях. Встреча с непознаваемым и неуправляемым обычно вызывает страх, а страх – почти всегда злость, а потом и агрессию, но эта связка не очевидна, поэтому оставим за скобками. Пока.

Так вот с чего бы такое повышение частоты агрессивных колебаний в обществах современного мира? Надо думать очень серьезно. Если выдвинуть версию, что нас всех «играют», то приходит на ум фраза Аристотеля из его «Поэтики»:

«…исследуем, какие из событий оказываются страшными, а какие жалкими. Необходимо, чтобы подобные действия совершались или друзьями между собой, или врагами, или людьми, относящимися друг к другу безразлично. Если враг заставляет страдать врага, то он не вызывает сострадания, ни совершая свой поступок, ни готовясь к нему, разве только в самой сущности страдания; точно так же если так поступают лица, относящиеся друг к другу безразлично. Но когда эти страдания возникают среди друзей, например, если брат убивает брата, или сын – отца, или мать – сына, или сын – мать, или же намеревается убить, или делает что-либо другое в этом роде, вот чего следует искать поэту».

Вот какая методика предлагается великим философом для привлечения внимания к произведению поэта и удержания зрителя в аффекте, в сострадании к происходящему путем выстраивания сюжетных линий.

Мне видится прямая аналогия с происходящим в мире. Невидимые гугловоды постоянно взывают к нашим аффективных образам, требуют взрывных эмоций, принуждают к агрессивным действиям. И вся эта мнимая деятельность конкретного человека превращается в пар никчемности, а не в выплески пассионарности, как предполагают некоторые политолухи и им подобные.

Добавить комментарий