Джон Стейнбек

Мир Денима — 4. Немного литературного антуража.

«Англия запустила свою руку в Карибское море и утвердило свою власть на кое-каких островах – на Ямайке, на Барбадосе. Теперь английские товары можно было сбывать колониям. Обладание колониями поднимало престиж маленького острова, но что такое колонии без населения? И Англия принялась заселять свои новые владения.

 Младшие сыновья дворянских семей, моты, разорившиеся джентльмены уезжали в Индии. Отличный способ избавляться от опасных людей! Королю достаточно было даровать подозрительному человеку земли в Индиях (в те времена Америку достаточно долго считали «Индиями»), а затем изъявить желание, чтобы он жил в своем поместье и обрабатывал тамошнюю жирную почву на благо английской короны.

Суда, отправлявшиеся на запад, переполняли колонисты: игроки, мошенники, сводники, пуритане, паписты, все плыли туда, чтобы владеть землей, и никто — чтобы ее обрабатывать. Португальские и голландские невольничьи корабли, доставлявшие черное мясо из Африки, не успевали удовлетворять возрастающую потребность в рабочих руках. Тогда начали забирать преступников из тюрем, бродяг с лондонских улиц, нищих от церковных дверей, где они выстаивали целые дни, а еще заподозренных в колдовстве, или в государственной измене, или в проказе, или в папизме и всех их отправляли на плантации в кабалу. План был блистательный: плантаторы получали рабочую силу, а корона — деньги за бесплатные тела тех, кого прежде она должна была кормить, одевать и вешать за свой счет. И доход этот можно было еще увеличить. Кое-каким капитанам продавались целые пачки кабальных записей, уже снабженные государственными печатями, но с пропуском вместо имени кабального. Капитанам приказывалось вносить имена с величайшей осмотрительностью.

И пошли выращиваться кофе и апельсины, сахарный тростник и какао, распространяясь с одного острова на другой. Бесспорно, когда срок кабалы истекал, возникали кое-какие трудности, но лондонские трущобы, бог свидетель, плодили новых рабов в изобилии, а у короля не переводились враги»

Джон Стейнбек «Золотая Чаша».

Писатель, честно описал суть происходящих тогда событий. В те времена он уже склонялся к прокоммунистическим взглядам, достаточно долго противостоял маккартизму (это позже), но потом сдулся, предлагал в 1952 свои услуги ЦРУ, а чуть позже одобрил войну во Вьетнаме.  В общем обычный человек, подвергшийся американской обработке.

Я привел этот отрывок с целью показать, какой люд заселял в те годы Америку, какую систему ценностей они привезли местному населению. Местное население ничего не поняло, да так и сгинула под пулями и штыками гостей в непонимании.

Вопрос в том, что в те времена, вероятно, продать что-то плохое было возможно, но только один раз. Дальше ситуация кардинально менялась и труп неудачливого мошенника съедали шакалы. В общем-то писатель в этом романе много пишет на эту тему. Предположу, что через столетие ничего кардинально не изменилось и всем этим отъявленным подонкам с отсутствием совести и загорелым лицом требовался продукт высочайшего качества. Деньги они зарабатывали изрядные, кто грабежом, кто с земли, в общем это было золотое время для Штатов и весьма сложное для Европы, погрязшей в войнах.

Именно поэтому за заработком в Новый Свет долгие десятилетия тянулся разный люд и ясно, что результаты авантюры были у каждого свои. Лучшие наработки и образцы с собой тащили переселенцы и те, кому удавалось адаптировать свои умения к потребностям одичавшего после уничтожения большей части индейцев Запада, получал золотые горы.

Именно в те времена – ближе к концу 19 века, взросло несколько культовых идей в одежде, одна из них – джинсы, которые до этого многие столетия были просто одеждой. Американцы из всего могут сделать культ, тут уж с ними пока соперничать сложно. Если смотреть на мужскую одежду, то совсем небольшое количество атрибутов мужского внешнего вида сохраняется более ста лет. Костюм классический, шляпа, носки, джинсы. Сорочки сильно изменились, таких которые носят сейчас тогда не было. Надо, конечно же, уточнить, что шляпы и костюмы тоже сильно изменились, шляпы – больше, костюмы меньше. Но если не придираться, то выходит весьма ограниченный список.

Вот об одной из вещей этого списка я рассказываю, хотя интересные истории, похоже иссякают.