12.02.2020 Философская ветвь заметок. Часть 7.
Часть 7. Философская.
Вся жизнь человека состоит из рутин (в положительной коннотации), из повседневных или часто повторяющихся действий. В этой повседневности человек может прожить всю жизнь, его деятельность подчинена мотивам, а не целям, если цели и ставятся, то они проистекают из мотивов, а мотивы – из инстинктов или из созданных социумом смыслопакетов. То есть человек живет или инстинктами, или чужими целями.
В чём разница между мотивом и целью? В том, что мотив – это всегда реагирование на внешний стимул, явное или завуалированное. Цель же может ставится самим Субъектом. Часто мотив маскируется под цель, это как раз тот случай, когда берется чужая цель. Например, опредмеченное желание превращается в мотив – человек хочет купить машину известной марки. Цель навязана социумом, через свои каналы продавцы люксовой машины показали её престижность, красоту, статусность. В итоге человек покупает эту машину, но покупает он не Вещь, а Имя вещи, наполненное Значением или Смыслом. Но и Смысл здесь чужой, созданный извне – это и есть смыслопакет. Может быть я как-нибудь вернусь к треугольнику Фреге Вещь – Имя – Значение, пока достаточно.
Итак, жизнь состоит из повседневных повторяющихся действий – рутин. Это есть Образ Жизни. Настоящий актор своей жизни, пробует создавать события или присоединяется к событиям, созданным другим. Это что-то такое, что выбивается из ряда повседневностей, открывает новое, повышает сложность субъекта деятельности. Ещё одно замечание. Речь идет об акторе (не путать с автором), о демиурге, о субъекте. Абсолютное большинство людей проживают жизнь объектов, взращивание в себе субъекта – сложная, тяжелая работа, требующая повседневных усилий. Эти усилия будут идти поперек социума, нарушать массовую повседневность общества и само общество будет противодействовать этому.
Приведу кусочек из романа Льва Толстого «Воскресение», он как нельзя удачно демонстрирует сказанное мною.
«Тогда своим настоящим Я он считал своё духовное существо, — теперь он считал собою своё здоровое, бодрое, животное Я.
И вся эта страшная перемена свершилась с ним только оттого, что он перестал верить себе, а стал верить другим. Перестал же он верить себе, а стал верить другим потому, что жить, веря себе, было слишком трудно: веря себе, всякий вопрос надо было решать не в пользу своего животного Я, ищущего лёгких радостей, а почти всегда против него; веря же другим, решать нечего было, всё уже было решено, и решено всегда против духовного и в пользу животного Я. Мало того, веря себе, он всегда подвергался осуждению людей, окружавших его».
Создаваемые события могут быть интегрированы, вписаны в повседневный образ жизни. Этот сложнейший экзистенциальный процесс называется рутинизацией событий, следствием этой деятельности может стать открытие для человека нового Мира. Это и есть временение. Человек не отменяет Образа Жизни, он его дополняет, расширяет, усложняет и тем самым берет очередную вершину на пути создания собственной субъектности.
Пример, без него будет сложно. Человек любит определенную марку машины. Он считает её максимально надёжной, комфортной, содержащей прочие атрибуты дорогого автомобиля. Но в какой-то момент он решает проверить рассказы продавцов и информацию из заказных статей в журналах и устраивает своему любимцу жёсткий тест-драйв по придуманной им самим методике с проверкой именно тех качеств, которые он считал лучшими. Причем человек умён и знает, что проверку гипотезы нужно проводить только в попытках её опровержения, а никак не подтверждения. Он проводит испытание и видит, что машинка совсем не так хороша, как он думал и как ему рассказывали. Он делает следующий шаг и проводит тест-драйв еще нескольких схожих автомобилей. Не важны даже результаты исследования, события, который человек создал, важно, что он эти события интегрирует в свою повседневность и будет исходя из них ставить себе цели. Он разобрал по частям навязанный ему смыслопакет, понял, что это иллюзия и создал свой смысл. Не создал Мир. Это ещё более сложная работа. Можно почитать о создании миров, вхождении в них у А.К. Секацкого (на фото) в книге «Философия возможных миров». Метафора с шкафом в котором висят тела и которые вдруг заканчиваются — очень красива. Но если нет навыка читать философские тексты, то будет сложно.
Последние комментарии