ZEFEAR. ИСТОРИЯ. ВЫПУСК 2.

 

18.12.2019 Часть 2

Идея магазина родилась у меня в 2005 году в сентябре. Тогда я полетел на выставку ASR в Сан-Диего, в те времена это был крупнейший сбор скейтбордистов мира, хотя по большей части не мира, а США. Это несколько огромных залов, там весь бордический цвет – скейтеры, сёрферы, сноуборда, кажется, не было.

А летел я долго и в самолёте посмотрел киношку про первый бордический магазин в Калифорнии и тусовку вокруг него, времён 70-х – «Короли Догтауна». Фильм вышел на экраны 3 июля 2005 года, я посмотрел, получается через 2,5 месяца. Вот сила искусства! Атмосфера была передана шикарно, как обычно в Голливуде намазюкано сюжетных линий, даже не владея в совершенстве английским (а может и именно из-за этого) я проникся. В ту пору у меня было 3 или 4 скейтшопа, очень хотелось сделать лучше, чем сидевшие на дистрибуциях «Не игры» и «Баланс». А тут атмосфера, солнце, пальмы, магазин Zephyr. Кто не знает – так называется ветер, который дует в определенное время и сёрферы его ловят и ждут месяцами.

Надо было, конечно же, учесть время и контекст фильма. Кризис недвижимости в США, огромное количество брошенных вилл с бассейнами, всегда тёплая погода. Люди, скучающие в несезон от отсутствия ветра, гоняют по этим бассейнам на бордах. Вечные проблемы с секурити, алкашка, наркотики – вот это всё я не заметил. И именно это оказалось, да и частично оказывается сейчас, основным внутренним драйвером скейтбординга.

Вернулся я в Россию со множеством контактов и с идеей открыть магазин «не такой как другие». Суть идеи была такова: сделать такую подборку товаров, которая бы сама по себе привлекала людей, собрать вереницу промоделей («именных» моделей кроссовок от известных райдеров); сделать необычный дизайн помещения, каких в России не было; связать скейт и музыку. Можно сказать, что идея не реализовалась. Частично из-за пришедшего в 2008 кризиса. Он не только показал ошибочность и неустойчивость схемы, которую построили дистрибуторы скейт-марок, но и выявил перекосы во всей системе продаж.

Все дистрибуторы хотели объемов и всячески эти объемы стимулировали. Магазины поверили, что рост будет продолжаться вечно и заказывали тысячами пар. Например, за 2007 год я продал более 7000 пар скейтерских кроссовок, а московские магазины заказывали по 10-15 тысяч пар в сезон. В итоге – все увязли в остатках, следствием этого стали вечные распродажи и нежелание покупателя покупать за нормальную цену, соответственно сократилась прибыль и пузырь объемов лопнул, сметя с поляны всех. Остались те, кто имел большой запас прочности и те, кто приспособился к новым веяниям.

Моя обычная манера проработки проекта – разговоры с людьми. Это нисколько не влияет на результаты, как и те случаи, когда я ни с кем не общаюсь – никакой корреляции. Но тогда я делал именно так. Кто-то идею поддерживал, кто-то критиковал, кто-то пожимал плечами. Но процесс подготовки шел. Выяснилось, что домен zephyr.ru занят, но по созвучности свободен zefear.ru. Название Zefear мне показалось даже более интересным, есть основание для будущего слогана – no fear be in Zefear, совсем нет плагиата, хоть магазин из фильма давно закрыт, если я не ошибаюсь. Домен я забрал в 2006. Договорился с граффитчиками об оформлении, был (есть и сейчас, но не знаю, рисует ли) такой DNA, мы приятельствовали, он частенько спрашивал о нужном себе, я в основном обращался за дизайном. Вот он сказал, что сделает оформление, да в момент, когда надо приступать к работе перестал брать трубку. А в 2003, когда я открывал магазин Players на Испытателей, мне его оформлял один художник – Трун. Он тогда был молодым совсем, лет 17, кажется. Я обратился к нему, он позвал Твола и кажется кто-то третий был. Сделали красивые рисунки по стенам, но главной «фишкой» магазина было кассовое место. Это оформление я подсмотрел в Сан-Диего на стенде какого-то серфового бренда.