Уроки кризиса

Банальщину, мол кризис — время возможностей, сейчас произносят меньше чем в 2008, уже хорошо. Потому что кризис — время возможностей только для двух категорий людей — для тех, кто его создал и для тех, кто оооочень сметлив. И тех, и других — в лучшем случае по 1-2%. А для 96-98% населения кризис — это вереница проблем.
Название кризиса значения не имеет — вирусологический или экономический.

Бизнес на медицине наживает сейчас денег, это ясно. Какой процент от общего оборота он составляет? Те же 3-4%.
Логика в общем понятна.
Но! Есть точно одна вещь (скорее так — одна есть точно), которую нам нужно из кризисов извлекать — это уроки.
Урок главный. Я его извлек из кризиса 2008 и не извлек из кризиса 1998. Но надо отметить, что в 98-м я еще только начинал, не было толком интернета, негде было получить информацию, всё делал по наитию. Так вот, этот урок состоит в том, что нужно обязательно иметь ввиду худший вариант развития событий и готовиться к нему. Мы не можем предсказать чёрных лебедей, но мы знаем, что они могут прилететь. И следует иметь ввиду, что эти лебеди будут прилетать постоянно, для всех ли, как в нынешнее время или для кого-то одного, как происходит в спокойное время.
Одним из методов подготовки к возможным проблемам является создание личного фонда предпринимателя из которого он может покрыть затраты при возникновении проблем. Вопрос важный, вокруг него ведутся споры на уровне фондов РФ — копить или тратить? Этот дискурс ведется в последние лет так 15, на уровне государства решение принято копить. Другой разговор — эффективность расходования этого фонда на уровне государства, но это уже вопрос качественного управления, которого у нас дефицит. На уровне личного бизнеса собственник будет радеть за каждый рубль во время кризиса, и эффективность использования такого личного фонда серьезно возрастет.
Что такое “тратить” на уровне малого бизнеса? Это развиваться. Постоянное вложение в развитие создает дикое количество рисков, это как противовес на подъемном кране — может перевесить собственно груз. Развитие — весьма размытое и затасканное словечко и в области личности, и в области макроэкономики, и в области микробизнеса. Более того, вечные мантры и поклонения развитию, судя по всему, привели нынешнюю экономическую модель мира к точке развала. Но какие невидимые барьеры создает условное “развитие” в микро-бизнесе?
Во-первых, надо бы ответить на вопрос “зачем?”. Зачем тебе 10 ресторанов? Один ресторан в месяц с отлаженными рабочими процессами, с посадкой в 50 человек, может приносить прибыль до 500 тысяч рублей в месяц. Ключевое — выделил. Зачем тебе, товарищ, 30 ресторанов? Чего тебе делать с этими деньгами? Я вспоминаю 2008 год, у меня было 5 магазинов, 500 кв.м, 30 работников. Бывали месяца, когда я зарабатывал по 50 000 долларов. Хорошо? Жизни не было. Я только работал. Сейчас я зарабатываю намного меньше, но занимаюсь тем, что мне интересно, а не тем, чем должен.Другой пример. У меня есть товарищи, мы вместе делали дела, они такие деньги зарабатывали до 2008 года — мне и не снилось! Сейчас всё весьма скромно, прибылей нет, работа разваливается. Это не к тому, что они неумехи, нет, это к тому, что бизнес и ситуация может развернуться по-разному.
Во-вторых, нужно трезво оценивать свои ресурсы. Кредиты — это дополнительные ресурсы, они сами по себе ничего не дадут. Потянешь ли ты, будущая звезда олигархических тусовок, организационные и управленческие задачи? Задача масштабирования бизнеса — прежде всего управленческая задача, далее идет организационный уровень, далее логистический и канальный (каналы монетизации). После этого нужно искать деньги.
Предлагаемый вывод — создавайте свой личный фонд и препарируйте идею развития так безжалостно, как можете.