Срез времени 04.03.23. Претензии к власти и фан айди

Какие претензии к власти мы озвучиваем довольно долгое время, десятки лет? Если называем первым воровство, то ошибаемся, совсем не это беспокоит обычного человека. Переслегин не так давно даже отметил, что воровство присуще русскому культурному коду, с чем я не хочу соглашаться, но вынужден. С одним уточнением. Судя по всему, алчность есть врождённое качество человеческого животного. Не зависит сие ни от вероисповедования, ни от государственного строя, ни от строгости законов. Может влиять общественное устройство, общинность, как было, например, у наших староверов.

Всё же самым осуждаемым феноменом власти в нашей стране является чванство. Отношение свысока к таким же людям как он сам, отличающимся лишь по каким-то временными или постоянными, разной степени интенсивности характеризациям, — свойство абсолютного большинства людей на территории России. Судя по классической литературе, так было и в царской России, так было и в СССР, ещё более обострилось в современном обществе. Справедливости ради нужно отметить, что ровно такая же ситуация проявлена как минимум в Германии, Италии, Англии, США. Вспоминаем Кафку и его «Замок», вспоминаем Стейнбека, Гёте, Лондона, Шекспира. Но вот там этот барьер понимания на бытовом уровне преодолели.

Суть феномена чванства заключается в довольно быстром переходе во внутреннем мире индивидуума на превосходящую позицию относительно окружения при занятии хоть какой-то должности. Когда-то, очень много лет назад, в 1984-м, думаю, когда мы учились в 10-м классе, то обсуждали с приятелями серьёзные темы. Смысл жизни, феномен обиды и намеренного обижания, бытовую власть. Тогда я предложил концепт (в то время такими словами не оперировал, но суть не меняется) – «синдром технички». Техничка (уборщица в школе) была главным лицом. Выше неё был лишь директор, довольно сумасбродный ветеран войны. Учителя с этой тётей не связывались, а ученики постоянно подвергались террору. Предметом террора была сменная обувь. Несмотря на то, что классы, да часто и коридоры, убирали ученики, мы должны были носить сменную обувь и без «сменки» на уроки не пускали. Причём жила эта техничка  в комнате в школе, на заднем дворе, её дочь училась классом младше, но она была главная.

Такие вот «главнюки», по меткому выражению Задорнова, рассредоточены по все плоскости общества. И именно попадая во власть, эти людишки становятся мразотой. По моим личным наблюдениям, если красть начинают не менее 90% людей, при наличии возможности на занимаемой должности, то мразотой становятся около двух третей. Вот эти все архетипические буфетчицы, инспектора движения, сотрудники МФЦ, их же как будто специально подбирают под должности. У Комеди есть сюжет про это, довольно точный. Причём, надо ещё раз отметить, что в условно «цивилизованном» мире этот синдром преодолён, там тебе будут улыбаться, кивать головой, что не поможет решить вопрос, если не будет у просителя достаточно прав, но оставит благоприятное впечатление.

Если претензия к чванству власти лежат в плоскости внутри-социального, присущи, по каким-то причинам, именно нашему обществу, а воровство присуще всему человечеству, то третий феномен довольно любопытен. Его почти незаметно было в СССР, но сейчас вырос до гипертрофического размера. Эгоизм, индивидуализм, концентрация на себе. Некоторые умники даже подводят под него философскую и религиозную базу. Мол, Декарт говорил – познай себя, позаботься о себе. Мол, протестантизм учит зарабатывать и не сильно спрашивает как. Мне видится тут заблуждение по обоим направлениям. Декарт говорил про свой внутренний мир, про познание себя, как человека мыслящего. «Познай себя» – равно «измени себя». Через несколько столетий об этом говорил и Ницше, идею которого о сверхчеловеке потом исказили нацисты и продолжают искажать неонацисты. Протестантизм же возник, как будто из желания противодействовать католицизму, папству, римским нравам, Мартин Лютер не только ёлки таскал домой, но и трактаты писал. Но мы видим, к чему вся эта история привела – к отвратительнейшему режиму в США, где очень большой вопрос – чей вес больше, католиков или протестантов.

И вот этот индивидуализм/эгоизм прочно врос в общество советских людей, выдав извращенный коктейль из бывших нищебродов, вознесшихся на пьедесталы из золота и власти и вновь народившихся никчёмных уродцев, ставящих свои хотелки выше общества, пусть даже в совсем узких воззрениях и интерпретациях.

Была надежда, что в связи с очень сложной ситуацией в мире, в связи с реальной опасностью для страны быть уничтоженной, в связи с перспективой модели жизни, опробованной Западом на Донбассе, общество начнёт меняться, чиновники найдут рефлексивную позицию и увидят себя в сатанинском обличье. Но нет, почти ничего не меняется. Яркий пример тому – введение фан айди. Стартовала вторая часть чемпионата России по футболу, первый матч вчера показал падение посещаемости на 30%, активные болельщики бойкотируют стадион. Посмотрим, что сегодня выдадут болелы «Зенита», перевесит ли доля «кузьмичей». В Москве в крупной корпорации сотрудников ОБЯЗАЛИ оформить этот аусвайс и без вариантов отказаться принуждают прийти на матч. Клубы разыгрывают машины (в Питере), квартиры, тратят уйму денег на продвижение идеи (это одна из целей – распилить бюджет, но не основная), а стадионы будут пустыми. Если даже нагонят на первый тур, то через несколько шагов вся проблема выползет наружу.

В то время, когда целые подразделения на войне сформированы из болельщиков, два очень авторитетных фаната «Зенита» погибли не так давно (Арни и Кличко), чиновничья свора продолжает гнуть свою линию по ограничению активного боления на стадионе. Сам я не хожу на стадион именно из-за издевательского досмотра на входе. У жены отняли даже шоколадку, самый опасный предмет, как вы понимаете.

Продолжается история с маркировкой товаров. Разговаривал на днях с перевозчиками, так они прямо говорят, что перестали возить одежду именно из-за маркировки, много проблем, зачем это решать? Ещё раз повторюсь, маркировка влияет, прежде всего, на ассортимент, на количественное предложение товаров. Маленькие партии не выгодны ввиду слишком большой затратной составляющей в цене. Крупным игрокам маркировка стоит нескольких дополнительных сотрудников и вложения в оборудование, что просто повышает цену (не менее чем на 5%, между прочим). Мелким же это просто не выгодно, именно поэтому сокращается количество самобытных маленьких магазинчиков. И тут нужно отметить ещё один аспект – ожидаемая перспектива развития событий.

На этой неделе разговаривал с японцами и индонезийцами. Японцы сокращают ассортимент и урезают производство больших размеров с аргументом – на них уходит больше ткани, нам это не выгодно. Те, кто немного понимает в теме, оценят каков уровень аргументации. И ведь японцы не врут! После многих лет стабильности они не могут сильно поднимать цены, потребитель у них не наш, привыкший ко всему, не оценит подорожания. А себестоимость растёт и приходится экономить на мизерной составляющей – дополнительный расход материала. В Индонезии всё ещё хуже. Сначала их убили недопандемией, а потом добили кризисом. Магазины закрываются, растёт безработица, спрос упал катастрофически. Про Европу сведений больше, там пока сглаживают последствия марширующего кризиса, но перспективы плачевны.

В этих условиях нашим бы правителям резко улучшить условия для мелкого бизнеса, который сам разберётся, как делать дело, вы его не трогайте хоть десяток лет. Но нет, алчность, эгоизм и чванство чиновников ведёт их прямым путём к развилочке, где придётся выбирать между собой – жадным упрямым ослом, и обществом. И почему-то я уверен в их выборе.