Правда и Вещи

Сегодня посмотрел старое выступление Юрия Стоянова, он у Сергея Иванова на полтора часа квартирник исполнял. Вообще, Юрий Стоянов интересный артист, когда смотрю его интервью, так прямо восхищаюсь. У Непознера отличное было, сейчас это. Я не видел его на сцене театра. Хотя скорее видел, но не помню. Он служил в БДТ у Товстоногова с 1978 по 1995, главных ролей сыграл две, остальные второстепенные. Исходя из того, что с 1984 по 1991 я посмотрел большую часть репертуара БДТ, то, скорее всего, видел и игру Стоянова. Но не помню. Там были такие гиганты – Лебедев, Басилашвили, Стржельчик, Фрейндлих (мне никогда не нравилась), отличный актёр, не очень известный – Ивченко (до сих пор служит, никак не соберусь на его моно-спектакль, наверное, внутри боюсь разочароваться. Ещё целая плеяда гениев. Стоянов, судя по тому, как он мгновенно перевоплощается, тоже гений, но хотелось бы его на сцене увидеть, кино для меня вторичный продукт.

Так вот, Юрий Николаевич затронул две темы – пересечение актёрского и предпринимательского, а также, совсем вскользь, моду. Про первую тему мне нужно ещё покумекать, тема кажется мега глубокой, по ходу дела не ухватить, а вот про моду – попробую мысль донести.

Его неожиданно из зала спросили – что это у вас за футболка? Он говорит: О! это интересная история, сейчас расскажу. И рассказывает. Далее от первого лица близко к словам актёра.

Я очень часто ездил в Нью-Йорк, в США, очень уж мне нравилось там бывать. И для съёмок, и просто так. Мюзиклы на Бродвее смотреть, постановки. Настоящий русский театр живёт в штатах. Его как создали наши эмигранты, так он частично и живёт, а у нас его немного (согласен). И мне хотелось иметь хоть какую-то вещь «made in USA»? потому что там всё «made in China». Я купил эту футболку. Это True Religion, может быть, знаете такую марку, там толстые вывязки на карманах, большие буквы, вот я купил футболку. Но сейчас она уже тоже вся китайская. (Конец пересказа)

В момент, когда он говорил про это «Тру» американского производства, я непроизвольно выгнул брови от удивления – сколько же лет этой его футболке? Дело в том, что абсолютно маркетинговая фэшн-марка, сделанная только пиаром и рекламой, довольно давно уже в штатах ничего не делает. Но вопрос не в этом, тут вот как интересно, человек из совсем другого мира, понимает всю вторичность китайщины, ему хочется чего-то настоящего, правдивого, ровно как всем нам хочется видеть правду на сцене в театре. В это момент внутренне я себе сказал: «Верю!», это абсолютно понятная мне мотивация. Более того, когда был в последний раз в Нью-Йорке (в последний, это сейчас и факт, и надежда. Что больше в эту мерзкую страну не поеду), то купил себе две футболки made in USA от не очень известной марки с Джонни Кэшем и Бобом Диланом. В этих футболках я до сих пор иногда появляюсь на съёмках, берегу, потому как там не просто изображения, там история в обеих картинках.

Правда – вот, пожалуй, сутевое наполнение правильных Вещей. Это похоже на одно из тех «пустых» понятий, про которые упоминал в последнем посте о философии Мамардашвили. Он называет «пустыми» такие понятия, которые мы все интуитивно понимаем, но точно объяснить что это, не можем. Так вот, очень похоже, что  «правда» – одно из этих понятий. Понятно, что когда мы вспоминаем философию, то мы удаляем из рассмотрения обыденное применение слов, лексикон кухонь. Это не про «правда – не правда (ложь)» это скорее что-то про сермяжную правду, глубинное понимание силы правды. Это про «в чём сила, брат?», про убеждённость «правда — за нами!».

Можно ли отнести такое мощное понятие к вещам? Можно, если это Вещи. Можно ли как-то универсально определить – это вот Вещь, настоящая, правдивая, а это – подгнивший клементин? Можно попробовать, но лишь в определённых контекстах. Например, можно определить, оригинальная ли вещь или подделка и это будет правдой. А в другом контексте будут тонкости.

Например, Найк. Казалось бы, столько сделано, выпущено множество прогрессивных и технологичных кроссовок, какие-то линии одежды приличные есть, но при любом раскладе, Найк – вторичен, он основан на воровстве. Первая модель Кортез слизана с Корсара от Онитцуки Тайгер. Основатель компании Найт продавал Онитцуку в штатах, а потом решил реализовать бизнес-модель: разработка и продвижение делается в штатах, а производится, используя дешёвый труд, в Китае. Более того, можно предположить, что первоначальный капитал он взял из общины Ошо, которую посещал в Орегоне. Поэтому рост за год до 1,5 миллионов долларов. А Ошо известен интересными историями – «голыми» вечеринками, разнузданными групповыми соитиями, торговлей наркотой и женщинами. Даже если вычеркнуть последнюю связку, то старт с подражания – так себе идея, это не правда. Но главное – Найк так и идёт всю свою историю – только бизнес, остальное – оставьте идиотам.

Кажется, мои примеры должны пояснить за правду? Но упирать только на вторичность было бы не верно, как мне кажется. Есть симфонии, пьесы, романы, музыка более скромная (народная, как вариант), стихи; они исполняются разными людьми, но как-то сразу понимаешь – вот это правда, она созвучна истории автора и моей личной, а это – шляпа с перьями. Условно говоря, изобретение колеса определило тысячелетнюю историю подхода людей к перемещению. Кажется, что ничего иного и быть не могло, так? А ведь могло, только фантазии не хватает придумать как.

Возьмём машины. Не хочу даже думать о том, что придётся через какое-то время покупать китайский автомобиль. Вся линейка любой их марки – абсолютно фальшивая, это вторично, если не третично. Одна надежда, что за несколько лет наш автопром подтянется и моя машинка протянет подольше. Причём в их машинах всё не так: мастера матюгаются при ремонте, пластик какой-то пустой, дизайн, как марка дольчегаббана – аляпистый, блестящий, цыган с бубнами вокруг не хватает и только.

Вернёмся к Стоянову. Его артистическая чуйка, постоянная настройка на правду в творчестве у артистов старой школы, это вот и помогло Юрию Николаевичу получить своё желание правдивой Вещи. Мне очень понравилась его мысль, более того, сейчас думаю, что именно мой непродолжительный опыт игры в театре помог сформулировать мне подход в бизнесе и моде, всё происходило параллельно, но об этом подумаю и доложу вам отдельно.

Любите театр, там можно отыскать правду!