Миф и Человек

Мы помним, что в древние времена основным способом понимания мира был миф. Миф есть представление о том, как мир устроен. Предположим, что сначала человек своими «кротовьими глазками» видел какие-то события, никак не устанавливал связь между ними или между причиной и следствием. Но непонимание невыносимо, это вечный тяжёлый навес из страхов. На помощь пришёл миф, где было описано нечто надвременное, вневременное, божественное, сверхъестественное, неважно каким словом назвать. В мире мифа нет непонятного. Течёт река – тут какое-то сверхъестественное существо толкает воду по своему усмотрению; нет дождя – небеса наказывают людей и т.д. Мифологический взгляд на мир прост, доступен каждому, именно по этой причине до сих пор сила мифа впечатляет. Сейчас, к тому же, появилась разновидность мифа – иллюзия понимания, но об неё ниже.

Как виделись могущественные существа древним людям? Судя по тому, что мы знаем, они были такими же, как люди, только обладали свойствами, недоступными обычному человеку, например, бессмертием или умением пускать молнии. У греков были полубоги, полулюди, боги спускались с горы и вступали в связь с людьми и т.д. Есть в русском эпосе нечто подобное – бог-атырь, как особенный человек. Людям было необходимо каким-то образом соотнестись с этими грозными существами, установить размерность себя, вот этой цели миф и служил. Точнее будет сказать, что устанавливается связь и мера человека с тем, что человек понимает о мире.

Возникает вопрос – а что такое человек? Ведь человек находится в двух ипостасях – как природное существо (скотина, животное) и как социальная особь. Откуда взялась эта социальная особь? Слово «социальный» не совсем уместно, но другого не подобрать, можно использовать предложенное Мамардашвили (а почти всё написанное выше и будет ниже – по мотивам его мыслей) слово «самосозданный». Человек, как не-животное существует лишь в той мере, в которой сам себя создаёт, созидает. В общем и целом, Человек (буду писать так, если не-животное, то с большой буквы) – вообще не от природы, это неестественное создание. Этот Человек может положиться только на самого себя, созидая себя. Как только человек пытается положиться на природное, то он, транзитом через новую мифологию (иллюзии понимания) мгновенно скатывается в природное, то есть животное состояние, в последнее время такого рода животных мы видим постоянно, благодаря развитию каналов доставки информации. Но они были и ранее, животные настоящие с ужасом взирают на животных человеческих многие века.

Даже волк по большей части, не будет убивать просто так, ради убийства, такое происходит редко, когда волк или медведь вдруг сваливается из природных инстинктов во что-то похожее на человеческое сумасшествие или месть. У крокодилов вроде такого не бывает, а у слонов – бывает, особенно у тех, кто имел несчастье пообщаться с человеком. Если сильно огрубить и не принимать во внимание частные случаи, то у животных инстинктами обустроено всё как надо, всё истинно, у них нет сомнений в правильности инстинктивных задач, а вот самосозданный человек взирает на мир с иных позиций, для него возможна не-истина.

Этими вопросами занимается философия, одной из подкатегорий которой является, например, этика. Именно поэтому извращенцы (нам более известны таковые в области секса) пытаются придумать миф для влияния на массы, для оправдания своего животного инстинкта искажённого «новой этикой» вместе с горячечными иллюзиями. С большой буквы Человек должен самосозидаться, а человеческие животные идут по пути удовлетворения болезненного сластолюбия, используя других, обычно беззащитных. Удивительно, что католическая церковь поддерживает эти ментальные отклонения, и при этом от неё отклонились не так уж и много нормальных Человеков, но это другой вопрос.

Педофилия уже стала нормой в некоторых слоях западного общества. Какой-то придурок-актёр, на вручении очередной статуэтки, пошутил: очень странно, что я здесь, я из деревни и не даже педофил, но я здесь. И зал гогочет. В германии в некоторых детских садах выделены комнаты изучения тела, где дети могут быть голыми, трогать друг друга, только в отверстия ничего засовывать нельзя. Приложу скрин из немецкой газеты, тему подняла Ускова.

То, что происходит с этим больным обществом – падение в животное начало, тут нет места Человеку. Человек может быть создан, самосоздан, только через культуру, через сохранение культурной памяти своих предков, через символы. Этой цели служат ритуалы, традиции, мифы и т.д. Именно через такого рода способы конструировался, вернее, создавались основания для конструирования Человека социального, не-природного, не скотины. Мифы помогали упорядочить мир, создать почву для понимания, этот ход истории отнюдь не природного исполнения.

Мамардашвили приводит много прекрасных наблюдений, приведу одно из них. В истории сохраняются мыслители и художники, только они проходят сквозь сито, хотя в моменте верх чаще одерживают прощелыги, типа политиков и олигархов. Память о великих людях сохраняется, память о важной (в моменте) мелочи – тиране провинции Тимбукту распадается, уходя в хаос. Вообще, есть мнение, его высказывает Черниговская, если правильно помню, что основная функция памяти – забывать. Человеческая психика не смогла бы выдержать всей мерзости быта, преследующего нас с раннего детства. А теперь ещё с такими западными элитками. Забывание – есть распад памяти, есть хаос. Культура сохраняет в памяти через мифы нравственные ориентиры, а человек, используя эти основания, создаёт себя и становится Человеком. Животные по большей части не помнят даже вчерашних переживаний, так происходит и с человеческими животными, но не происходит с Человеками, которые как-то помнят. Благодаря чему? Благодаря связи с вневременным, погружению в культуру. Вневременное создаёт поля для самосозидания, точки опоры для конкретного индивида. Какое-то время назад церковь создавала разного рода ориентиры – нравственные, этические, эстетические, но сейчас её роль в этих вопросах видится спорной, а в некоторых конфессиях, типа католической, так и деструктивной.

Продолжение будет