Как отличить себя от себя?

В одном из философских подходов время можно определить как отличие предмета от самого себя. Пространство же есть отличие предметов друг от друга. Довольно важная задача – отличить себя от самого себя. У Пруста есть понятие дислокации, как разрыва, состояния между прошлым и настоящим. И вот у человека, по-видимому, постоянно должна бы вестись работа по различению прошлых впечатлений от предмета, например, и настоящего восприятия. Различения себя пару минут назад и себя в актуальности, в моменте. Работа интересная, полезная, хотя и сложная.

К чему это я начал тему? Этим летом для довольно большой группы людей, проживающих в нашем городе и по всей стране, будет круглая дата – 40 лет как мы познакомились. В июле 1984 года мы «понаехали» в город Ленинград для обучения в Горном институте. Приличная часть тех людей уже покинула этот мир, с кем-то мы общаемся регулярно, с кем-то совсем не общаемся. Например, на днях встречались с парнем, виделись последний раз прямо очень давно, лет двадцать назад, а познакомились как раз на абитуре. Он лечится сейчас, подорвался на мине, поехал добровольцем. Завтра, если всё сложится, то  поужинаем, не думаю, что много расскажет, да и не это важно. Воевал под Крынками.

У другого знакомого с того же времени сын – офицер, уже в нескольких командировках был там, награды есть. Занимательно, что этого пацанёнка я как-то вытащил из бассейна, когда он тонул. Мы ходили мужиками в баню и часто брали детей. Ему тогда было лет шесть, ну и бегал по краю бассейна и соскользнул, а папа с другими дядьками закусывали в соседнем помещении. На удачу, я как раз выходил из парной, увидел это дело. Немного лишь нахлебался.

Но есть и другие истории. На абитуре и весь первый курс жили в общаге в одной комнате с парнишкой. Парнишка был странноватый, родом из Апатит. Вроде не дурак, но простой, как гривенник, всякой ерунде верил. В конце первого курса он женился, чем поверг нас в шок. Втихаря ездил к своей девушке куда-то на квартиру, мы узнали о свадьбе и отношениях за месяц, кажется. Свадьба была в ресторане «Нева», напротив Гостиного двора. А сразу после первого курса всех почти парней забрали в армию, именно на нас отменили бронь для студентов. Меня не призвали, так как молодой был, поступил в 16 лет, меня забрали уже на третьем курсе.

И вот этот парень после окончания института, в 91-м вдруг оказался евреем. Мы ржали, мол, вот прощелыга, купил где-то справку в синагоге. И уехал он в райскую страну – США. Поселился в Хьюстоне. Лет через 5 начал нас всех искать и многих нашёл. Тогда в штатах появилась айпи-телефония, он звонил за копейки. Меня нашёл так. Сначала, зная, что мои родители живут в Междуреченске, как-то через справку нашёл их. Объяснил им, кто такой, попросил мой телефон. А я как раз купил первую свою квартиру в 95-м, а в 96-м пробил себе телефон (старички помнят, что это была задачка не тривиальная). И он мне названивал с идеями, обычно забавными.

Потом развёлся, потом опять женился, приглашал меня на свадьбу в Израиль. Или конец 90-х или первые годы 2000-х были. Там как раз обострение очередное было, ракеты летали. Работал он почему-то учителем, понимаю, почему америкосы тупые, если таких учителей берут.

Так вот пишет мне сегодня ещё один наш однокашник, он на Урале живёт. Приезжает, говорит, наш американец. Желает осмотреться, можно ли вернуться, пристроить свою хитрую задницу здесь. Говорит, жить в штатах стало невозможно. А это Техас. Мы с товарищем посмеялись на эту тему, тут же есть история.

Приблизительно в первый или второй год президентства негритёнка-гомосека я уже активно вёл блог и соцсети. На пейсбуке я с 2008-го, писать активно начал в 2010-м, значит на втором году Обамки. И понятно, что политичен я был изрядно, значительно сильнее, чем сейчас. Ну мы и зацепились на этой теме. В 2005-м я уже побывал в штатах, в Калифорнии, уже собирался ехать в Нью-Йорк, он ещё приглашал меня к себе в Хьюстон. А я вспоминал 2005-й, как раз когда был в Сан-Диего в Техас пришёл какой-то большой ураган. И в Хьюстоне негры грабили супермаркеты, а я смотрел это по американскому телевидению.

Ну и когда он начал мне про кровавый режим, про то, что нас ведут обратно в совок, я ему объяснил, что главный социалист сейчас – Обама, что именно его политика может кончиться хреново, потому что он берёт худшее из соцситемы – халявную раздачу пособий и т.д. Там ещё что-то с медицинской страховкой было, я сейчас уже не помню, но помню, что последствия для системы медобслуживания в штатах довольно суровые. А он упёрся, как хохол и доказывает что-то мне. Ну я его и заблокировал, на кой лад мне эта полемика?

Через несколько лет, может быть через десять, встретились случайно с однокашницей, но с ней мы учились уже после моей армии. Так вот она с ним общалась, говорит, кардинально поменял свои взгляды, топил уже тогда за Россию, сказал, что благодаря мне. Но мы с ним так и не общаемся, посмотрим, появится ли, когда приедет в апреле.

Так вот все эти события, которые есть лишь малая часть длиннющей череды, показывают время как отличие себя от себя во всей красе. Какой период не возьми, а изменения постоянные. И в других людях ровно такие же можно наблюдать. У Секацкого есть шикарное рассуждение на тему «точно такой же» или «тот же самый»? Тоже есть над чем подумать.

А у меня возникает вопрос другого рода, постоянно его себе ставлю. Как так получилось, что многие люди заинтересовались философией в юности или в молодости, по крайней мере, а я только в очень зрелом возрасте? Кроме банального ответа про скудоумие и примитивные инстинкты, что правда, есть ещё влияние среды. Старый университет давал определённую среду, стимулировал к поиску иного, постоянному различению себя и себя. Сейчас, как я вижу по студентам, такой среды Большой Университет не даёт, а весь остальной образовательный шлак с «цивилизованными» корнями – и подавно. Горный стимулировал мышление в другом направлении – бизнесовом. Политех – в каком-то своём и т.д.

В общем, можно сказать, что определение времени через отличение себя от себя – увлекательный процесс. Ещё одна тема, которая вспыхнула на днях, это мысль Мамардашвили о том, что в мире есть только две очень личные вещи – смерть и понимание. Но об этом как-нибудь в другой раз.