История одного ответа

Расскажу историю из «внутрянки» одной бизнес структуры. Компания: строительная, крупная, известная. Позиционируется как строящая хорошо, цена на квартиры внушительная. Босс известный обучатель и развиватель, много вкладывается (во всяком случае, внешне так кажется) в культуру компании. Достаточно лояльные работники, работают в компании долго. Есть проекты, на которых развернута громкая пиар-компания – сохранение аутентичного внешнего вида города, зданий и т.д. При этом строят они лучше среднего, но не эксклюзивно качественно, а цена может отличаться от средней по городу в 1,5, а то и в 2 раза.

И вот очередное представление – босс проводит акцию ответов на вопросы сотрудников. Не знаю, анонимно или нет задавались вопросы. Один вопрос был такой:

— Я работаю в компании 20 лет, а позволить себе купить квартиру в своей компании не могу. Насколько это правильно?

Ответ босса был исключительно впечатляющим:

— Представьте себе, как работать продавцом Роллс-ройсов.

Не знаю уж, кто как оценит такой ответ, я выскажу своё мнение. Для начала, мне сразу вспомнилась история с одним проектом в мире скейтбординга. Так как я несколько лет был сильно погружен в мир скейта, то ту ситуацию знаю хорошо. Один молодой человек открыл магазинчик. Привлёк огромное количество лидеров групп, известных подростков в этом сообществе. Делал много промоушена, бесплатного для покупателей, конечно. Бывали какие-то огромные для того времени скидки. Параллельно создавалась команда, и им постоянно внушалось – Мы Команда! Мы вместе! Задача была одна – любой ценой отстаивать интересы проекта. Как? Привлечение денег и любыми путями получение товаров. Даже платёжки подделывались. Это было не сложно. Мы обслуживались с ними в одном филиале банка, и там была странная процедура: если клиент приносил платёжное поручение (тогда были только бумажные носители, никаких онлайнов) в двух экземплярах, то на одном банк ставил отметку, а второй брал в исполнение, не проверяя наличие средств на счёте. Таким образом, на руках у хитрецов была платёжка с отметкой банка, они посылали её по факсу поставщикам и просили отгрузить товар. Тогда деньги шли 2-3 дня, отгрузка по платёжке было нормой. Денег на счету не было, поручение не исполнялось, но товар уже был отгружен.

Но пример этот не о жуликах, кстати, они кинули очень большое количество людей, на меня выходили с просьбой помочь даже люди с мрачными лицами, их нанимали вернуть деньги, а у меня были знакомые. Проект грохнулся и потащил за собой всю индустрию, которая до сих пор не восстановилась, уже почти 14 лет как.

Они постоянно говорили «Мы». Они горой стояли за компанию. Они считали себя работающими в самом хорошем проекте. Практически все остались ни с чем. Не знаю, смог ли что выкружить сам основатель, пропал с радаров, может похоронили, может сбежал, но скорее ещё кого-нибудь разводит. Талант был, весьма своеобразный, но какой дала природа.

Также и с этой строительной компанией. Они делают точно не Роллс-ройсы в жилье, даже близко нет. Более того, они продают «качественное жильё», а Роллс-ройс – дорогие визитные карточки. Иногда их называют понтами. Принципиально разный предмет продаж. Соответственно, разные и методы продаж. Продавцы квартир предлагают не «элитный эксклюзив», а хорошие квартиры и выполнение сроков. Они говорят о доступности, о том, что за плюшки люди получают за более высокую плату. То есть, ОБОСНОВЫВАЮТ высокую стоимость квартир для обычных, рациональных (как будто) людей. Упомянутые машины продают и говорят не о цене, а о том, какие опции они могут дополнить за огромные деньги, но эксклюзивно.

Следующий аспект, вытекающий из сказанного. Если это качественные квартиры для всех, то какие есть препятствия для предоставления возможности своему сотруднику, качественно выполняющему работу, купить квартиру в своих проектах? Договоренностей с банком достичь можно, например, одна из форм кредита, они же по любому кредитуют строительство. О повышении лояльности и говорить не приходится.

Но сработала какая-то черта, возможно наследственная, возможно приобретенная в многочисленных развивающих программах (а большинство из них – абсолютно бесполезная трата денег и времени): ловко уйти от ответа. Черта, свойственная политикам, но не часто встречающаяся у приличных предпринимателей. А с другой стороны, если люди десятилетиями работают на компанию, то какая проблема, зачем дополнительно стимулировать, ресурс тратить? Пусть живёт человек в хрущёвке или с родителями, потом наскребёт денег на квартиру у другого застройщика, а лет через 30 и на квартиру от родной компании замахнется.

Схлопнутся ли они? Нет, уверен, что нет. С такой маржой запас прочности у них приличный. Но осадочек, осадочек…