Государственные управленческие решения

Пост про некоторые государственные решения и бытийное их существование при общей незаметности.

Обычные люди, озабоченные своими задачами, успехами, перспективами, отношениями, редко вникают в содержание проблем, которые их не касаются впрямую. Наверное, это одно из охранных свойств человеческой психики, иначе было бы сложно справляться с потоком разного рода информации. Основная функция памяти, как известно, не запоминание, а забывание.

Многие управленческие решения правителей проходят стороной, их не выявить без приложения усилий. Поисковики перестали быть поисковиками, а стали продавцами. Однако есть факты, которые влияют на жизнь общества, однако практически не анализируются и уж тем более не рефлексируются.

Вот некоторые из них. Про что-то уже писал, повторюсь, что-то свежее.

Шубы.

Несколько лет назад было введено обязательное чипирование шуб. Каждый экземпляр должен быть снабжен чипом с информацией о производителе и т.д. Это такой аналог маркировки, возможно, что таким образом тестировали идею.

Результатом стало: судебные процессы, изъятие, штрафы (очень большие, сотни тысяч и миллионы рублей) продавцов за продажу нечипированных шуб, закупленных ДО принятия закона.  Ещё одним результатом стал резкий скачок производства шуб в России. Хорошо? Отлично! Если бы не нюансы.

Китайцы на рынках (Садовод, например) до сих пор продают шубы без чипов. Как? Понятия не имею как это возможно при такой кристально честной системе контроля.  Далее есть определенная процедура. В сети находится компания, которая оказывает юридические услуги по чипированию. Определяется количество изделий, чипы обмениваются на деньги и остается самая малость — срезать мульки «маде ин Чайна» и нашить «сделано в России». Один из самых быстрых производственных циклов.

Алкоголь.

Акцизов, ЕГАИСов — мало, сейчас их хотят снабдить каким-то датчиками, которые можно будет сканировать даже не заходя в магазин. Пиво — тоже. Датчик пока планирует стоимость 10 рублей. То есть прибавка к цене пива значительная, а функции — дублируют системы, которые уже существуют.

Что на рынке алкоголя? Огромное количество контрафакта: подделок, левой продукции и т.д. Огромное количество магазинов и баров работают без лицензии, мем «звонок другу» известен все проверяющим и проверяемым.  В нашей стране дружба всегда ценилась высоко.

Такая же история с табаком. Планируемое повышение акциза на 20% никак не повлияет на предложение сигарет на Апрашке, только сделает дороже. Там нет честного продукта.

Я плохо отношусь и к алкоголю и к табаку, эти товары должны быть очень дорогими, но ведь речь сейчас не об этом.

Обувь.

Про маркировку обуви уже писал — в регионах все нуйки, адибасы и даже такой продукт, который сделан один в один, но не от официального поставщика — промаркирован, спокойно стоит на полках по 700-900 рублей. Об этом делали репортаж РБК.

Рынок подделок в Европе и США огромен, никакие запреты, ограничения, авторские права не работают.

Через два года, когда станет запрещено продавать промаркированные остатки обуви, появятся компании по аналогии с шубами. Всё португальское станет российским, всего-то делов.

Про маркировку воды и молока сказано очень много, описаны затраты, технологии, проблемы, да всё не в прок. Сейчас сертифицированные молочные продукты, производимые здесь, в стране, настолько сильно гуляют по качеству, что диву даешься. Вы же видите, например, сыры — есть просто какая-то сырная масса, есть сыр, у обоих есть честный сертификат, но одно — полное Г, а другое — вполне сносный продукт.

Сертификация — ещё одна тема, этакая раковая опухоль на теле бизнеса. Сертифицировать можно все, бумажки будут абсолютно честные. Но для определенных процедур не подойдут, если сильно кому-то захочется хлопнуть бизнес по ягодицам за такие сертификаты — будет не сложно.

А самая «правильная» процедура такова. Для сертификации фабрики, например, производящей куртки, нужно вывести эксперта в страну производства, организовать доступ на фабрику (если фабрик много, то на каждую из них, в каждую страну), проведение тестов и т.д. Причем там даже есть требования к вентиляции, технологиям окрашивания. Можете себе представить?

Есть более легкий и менее затратный путь, но с определенными ограничениями. Нужно прислать образцы продукции, задекларировать как образцы для сертификации, отдать на экспертизу, их там разрежут, вскроют (может быть) и выдадут бумагу — все — можете носить свой ремень, шапку, носки.

Не вникая в суть видно, что эти условия — для крупняка. Они эти вопросы решают легко, обороты позволяют отнести к этим расходам 0,5% бюджета и забыть.

А если маленький предприниматель привозит 50 футболок в год, а сертификат стоит 70000 рублей (вместе с протоколом испытаний), то 1400 на футболку — невообразимая добавка для такого рода процесса.

Закончим с фактами, теперь к выводам.

Принятие череды управленческих решений в государстве демонстрирует отношение властителей к гражданам, принадлежащим к определенным группам. Я не раз обосновывал, что микро-бизнес — важнейшая часть системы жизни современного государства, его капиллярная сеть. Но вот государство почему-то это не признает и действует исключительно в интересах крупного бизнеса.

Есть ли надежды на изменения? Не много. Да не немного, нет совсем. Похоже, что система голосования настроена намного лучше, чем в Белоруссии, почти не подкопаться. Через выборы не добиться изменений. 83% губернатора Ленобласти — яркий показатель, в который я не могу поверить при наличии дикого количества проблем в области. Одна мусорная чего стоит. Но результат есть, на улицы поселков никто не выходит. Одно Мурино взбрыкнуло, смогло показать зубы.

Через восстание — видим примеры у соседей, выйдет ещё хуже.

Через понимание собственных ошибок властителями — для этого нужно выйти в рефлексивную позицию и посмотреть, да не верю я в непредумышленность принимаемых законов.

Пессимизм широким покрывалом накрывает моё видение экономической ситуации в сфере микро-бизнеса…