Феномен «Made in Japan»

В очередной раз задался вопросом – что же это за феномен – «made in Japan»? Желание подумать эту мысль приходило не раз, и оно обычно обостряется на выставках. Смотришь на эти вещи, сделанные в разных странах мира и постоянно возвращаешься к вопросу – что же не так делают остальные по сравнению с японцами и почему?

Есть банальные ответы – японцы заботятся о мелочах, они не экономят на машинах, на средствах производства. Ну так и китайцы же не экономят! Они вкладывают огромные средства в оборудование, да вот срабатывают эти вложения не всегда. Или – материалы, ткани, как вариант. И опять же – китайцы научились делать отличные ткани.

Я сейчас не говорю про отдельные всплески отличной продукции, произведенной в разных странах, я говорю про обычные, регулярно выпускаемые продукты. Как пример, можно привести штаты. У них выпускают и обувь, и одежду весьма достойную некоторые марки, но в массе своей – это подпротухшая унылость и очень среднее качество. Так же с Англией. Что-то удачно, но много – совсем грустного.

У японцев же редко найдешь что-то даже ниже среднего. Уважение к японским товарам вы же помните откуда пришло – от техники, от автомобилей. Мы их на излете СССР и сразу после его развала попробовали и оценили. Есть ощущение, что японцы в этих вопросах ушли сейчас в струю тренда, что и они попались в ловушку глобалистко-капиталистической системы извлечения прибыли, особенно если касаться техники, но может я ошибаюсь, все-таки с техникой меньше сталкиваюсь. В одежде пока этих тенденций не заметно, возможно, из-за того, что работаю с маленькими компаниями, не с гигантами. Понятно, что Юникло – только по принадлежности японская, ничего там в Японии не производится, но продают они такую шелуху, что диву даешься.

Так все-таки – в чем причины? Мне кажется, что в конечном видении результата, успеха. Те же китайцы (и уж точно америкосы и бритиши) – они всё подчиняют результату в виде прибыли. Это нормально, все-таки бизнес, а не игра в чику на компот. Но чрезмерный крен в сторону прибыли ущемляет другие аспекты деятельности, которые крайне важны. Он заставляет делать видимость качества, а не качества, специально смешивает зеленое с пушистым, чтобы запутать покупателя, разрабатывает пиар-стратегии для обмана покупателей (никакой другой цели у пиара нет). Большинство маркетологов низводят свои задачи к приземленному действованию по продвижению и продаже товара, а не к изначальному – поиску нужности для людей, созданию, проработке, нюансированию своего продукта. А вот японцы как раз этим и живут.

Для них важно, что о их работе подумает даже незнакомец в далекой России. Он не может создать отвратительный продукт, потому что ему будет невыносимо тяжело носить на себе такую ответственность, такой груз выявленной собственной незначительности. Ведь понятно, что все разговоры – «если бы я захотел, но я не хочу» (сделать качественно, в срок, умно и т.д.) – это не более чем прикрытие драного зада с дырками на панталонах от пустого попукивания. Японец думает о том, что он сделает, какой след он оставит после себя. Замечание. Предположу, что об этом мало думают правители и богатые японцы, такого рода люди по всему миру заражаются Корона-вирусом особого рода – с синдромом собственной значимости и иллюзией всеобъемлющего понимания мира. Поэтому мы говорим о простых людях.

И вот это удержание в уме такого рода цели, в дополнение к зарабатыванию конечно же, позволяет им не дискретно, фрагментарно подходить к процессу производства, а выстраивать всю цепочку, не допуская сбоев на каждом из звеньев. Приведу пример с джинсами, как с наиболее близким мне продуктом.

Если нужно произвести отличные джинсы, то начинать нужно с сырья для материала. Даже не так, начинать нужно с понимания – что такое джинсы и что такое хорошие джинсы? Если джинсы – это особая модель штанов, сшитая из материала, сотканного определенным образом, то вы же понимаете, куда нужно двигаться? Какой нужен хлопок, какие у него должны быть качества, где и как он собран? Почему это важно? Спросите, если у вас есть знакомые, которые работали на сборке хлопка в СССР. И камни подпихивали и мочили для веса эти хлопковые корбочки, что только не делали. Далее. На каких станках ткётся деним, какая технология используется? Что мы хотим получить на выходе в материале? Когда материал готов, то можно приступать и к изготовлению джинсов, тут встает вопрос об оборудовании, о фурнитуре. Еще уйма тонкостей, которые необходимо привлекают внимание для производства качественного продукта. И вот именно удерживание в фокусе внимания всех этих нюансов от момента выбора сырья, до контроля за качеством произведенного продукта – эти действия и дают эффект признанного феномена – «made in Japan».

Нужно, однако же учитывать еще один нюанс. Да, возможно, цель, описанная выше, стоит перед работником, перед компанией. Они хотят. А могут ли? Ведь к желанию должно добавляться умение, для высоких задач и уровень компетенции должен быть высоким. А то получится как у нас в городе с кофейнями – на каждом углу, а вкусного кофе не выпить. Причём бариста (все теперь баристы) может долго рассказывать – как нужно делать, и водой рот прополоскать, и помол настроить, и взболтать, а может смешать не взбалтывая, а кофе получаешь отвратный. Но это еще и нормальный вариант, а часто только глазами хлопают – «а что не так?». Так вот и с японским продуктом, не все могут.

Подытоживая эту маленькую заметку, скажу, что я не знаю, верно ли моё рассуждение или я натягиваю попугая на креольский язык, есть слабая надежда на комментарии, но в последнее время странная тенденция: во-первых, люди не читают даже если надо открыть «читать дальше», во-вторых, люди не комментируют, не рассуждают, если только нет возможности высказать уже имеющееся убеждение.