Анализ розничных продаж

Всем рекомендую для финансовой аналитики Спайдела (https://t.me/spydell_finance), он проделывает сумасшедшую работу по сбору и обработке информации и вываливает её в открытый доступ, в отличие, например, от Когана. Это Павел Рябов, пишет уже много лет. Слушать или не слушать его по поводу краха доллара, евро, европейской и американской экономик – дело лично каждого, но обращаться к данным, которые он собирает со всего мира, имеет смысл.

Ещё раз повторюсь, на мой взгляд, штаты вылезут из кризиса с вполне приличным результатом для своей экономики. Связано это даже не с решениями в сфере финансов или макроэкономики, а с качественно выстроенной системой управления и военной силы. Вся эта политическая возня на публику не меняет ничего глобально, они делают то, что им нужно, весь мир делает то, что нужно штатам. Можно согласиться, что у России есть несколько важных аргументов в споре: энергоресурсы, продукты питания, ядерное оружие (безопасность), но нет главного – системы управления. Пиджаки во власти похерят даже идеальные исходные данные, а у нас они не идеальны. Спайдел считает, что мы пройдём кризис нормально, хотя проблемы будут, я хочу ему верить, но не уверен, потому что пройти кризис, когда во власти чуть не каждый второй должен быть изолирован в заведения типа одного нового в Колпино, довольно сложно.

Но сегодня хочу обратиться к аналитике о розничных продажах, которую Рябов опубликовал. С 2008 года розничные продажи в реальном выражении выросли на 3%, услуги – на 11,3%, а с 2014 – розничные продажи упали на 12,6%. Услуги выросли на 6,8%. Он приводит данные по доходам тоже, а потом делает вывод, что падение розничных продаж не связано с падением доходов (зарплата в растущем тренде), но связано с перетоком заработанного в накопления из-за неуверенности в будущем.

Что касается розничной торговли, то мои личные наблюдения, мысли, выводы, которые озвучивал и в видео, и в текстах в целом совпадают с выводами Спайдела – роста с 2014 года практически нет. Мы в 2021 наконец-то пришли на уровень 2014-го. Тех доходов же, которые я получал в 2006-07-м, наверное, уже не получить никогда. Внутренняя же структура общей цифры, не затронутая аналитиком, требует раскрытия.

Но сначала пройдусь по услугам. Рябов оперирует официальными данными, он на них только и опирается. Он продает рекламу, вероятно, оказывает услуги финансового консалтинга, ему иначе нельзя. Мне можно, потому как за мнение пока к ответственности не привлекают. Услуги сильно в тени. «Благодаря» действиям властей, в частности нашего туманного города, добрый ломоть услуг спрятался. Стригут, массируют, ухаживают – на дому. Сейчас не знаю, но несколько лет назад чуть не половина баров с алкоголем в городе работала без лицензии. Есть достаточно баров «для своих», с входом по коду (цифровому, словесному, смс и т.д.). даже если это будет 10% от общего числа объема сферы услуг, то к общей цифре за период прибавится добрый кусочек. Кроме того, практически весь «диаспорный» или «этнический» бизнес по-прежнему в тени. Тут добавляются ночлежки. Вся Апрашка вне закона, а это огромные деньги и огромный оборот. И «заслуга» власти в рассаднике этого бардака в центре города не подлежит обсуждению.

Само собой, серьёзное дополнение к цифре розничных продаж Апрашка добавляет тоже. Но мне бы хотелось акцентировать внимание на другом. С 2008 года произошло перераспределение объемов розничной торговли в пользу сетевого ритейла. В нашем городе апологетом и толкателем сетей была тётя Валя, она создала фундамент для захвата рынка сетями. И вот что удивительно (для меня – точно), в городе огромное количество маркетов разного размера, а роста нет! Что это значит? Для меня – только одно – где-то врут в статистике. Это также как с онлайном, там простор для изменения реальных показателей огромен. Мы точно стали тратить намного больше, причём все. Но это не существенно, меня интересует лишь доля малого бизнеса, которая просто рухнула за время с кризиса 2008-го года. Лишь в последние годы стал расти сегмент в продуктовом ритейле, который занимает малый бизнес. Фермерская идея живёт, вера к маркетам падает. А вот в моде, в сегменте одежды и обуви малый бизнес проиграл вчистую. Интересных, самобытных, независимых (не сетевых, как минимум) магазинов очень мало в столицах и совсем мизер – в регионах. Ширпотреб и масс-маркет правят бал. Между прочим, именно наличие такого рода магазинчиков, баров и кафе со столетней историей создавало неповторимую атмосферу некоторых европейских столиц. Удастся ли им удержать эту атмосферу – трудно сказать, их ждут тяжёлые времена, но у нас пока не проглядывается даже шансов построить такого рода структуру.

Писал ещё весной, что нужно пользоваться уходом буржуйских сетей и занимать их нишу нашим дизайнерам. Но теперь ясно, сами они не могут, а помощь государства сводится к осваиванию бюджетов. А сети потихоньку начинают возвращаться. Мода – очень сложный организм, подверженный манипуляциям ввиду большего интереса к ней со стороны молодых людей, которые пока не выучились удерживать критический взгляд на мир и поддаются шаблонным и примитивным инструментам маркетинга типа засветки инфлюэнсеров, продвижения через амбассадоров, разного рода вирусные мемасики и прикольчики. Массовый продукт всегда найдет место в сознании массового человека, тут сопротивление бесполезно. Опять возвращаюсь к рецепту из последнего среза – познание себя, единственный путь к независимости мышления.

Остается ли сейчас шанс изменить пропорцию малого и крупного бизнеса в сфере моды? Второй вопрос – какова тенденция в розничных продажах и в сфере услуг? Начну со второго. Сфера услуг будет расти по факту, но не обязательно в статистике. Тут явная тенденция к уходу от надзирающего ока регуляторов. Для того, чтобы человек платил налоги нужно наличие одной из двух причин – ему это необходимо или он этого хочет. Необходимо может быть по многим причинам – под будущий кредит показывает обороты, перекладывает контроль за сотрудниками на регулятора, не может не платить ввиду специфики бизнеса и т.д. Хочет платить – тогда когда у общества есть общее понимание хоть относительной, но справедливости системы. А когда разрыв между богатыми и бедными – рекордный во всём мире (близко с США, кстати), то говорить о справедливости не приходится. Между прочим, в позднем СССР разрыв был минимальным за всю историю наблюдений во всём мире. Писал об этом, было исследование западных университетов.

В розничных продажах роста не будет по причине агрессивного развития онлайна. Хорошо отлаженная работа онлайна более эффективна, требует меньшего количества сотрудников, имеет возможности к показыванию того объема продаж, который ему необходим. Если не будет катаклизмов, то и рост будет (если будет) декоративный.

Пропорцию в моде изменить не удастся, но причины тут другие. Сейчас настолько усложнились процедуры финансовые и логистические, которые обеспечивают сами продажи, что исполнять их могут лишь крупные или очень опытные игроки рынка. Мелким там места нет совсем. Поставки модной продукции изнутри страны выглядят фантастической гипотезой, поверить в неё можно, даже с удовольствием (верит же весь мир, что американцы были на Луне), но факт такой веры принесёт лишь моральное удовлетворение, от реальности он будет весьма далёк.

Что мы имеем как вывод? Нас (маленьких игроков рынка моды) ждут тяжёлые времена, но трудности сейчас не тривиальные, как в последние годы (исходящие, по большей части, от государства и от крупного бизнеса), а иные – антируссисты-поставщики, финансовые сложности с банками, логистика. Есть перспектива сокращения реальных поставщиков, но это будет или не будет – прояснится к лету-осени следующего года, думаю. Скучно не будет, вот такой прогноз можно считать гарантированным.