Некоторое время назад в одном из видео рассказал об интересной теме в мире моды – секретных брендах. В пространство моего внимания периодически залетали отголоски этой темы и раньше, но больше в виде косвенных примет. А в книге Уильяма Гибсона «Нулевое досье» развёрнута целая история, посвященная крайне необычному подходу к созданию одежды.
Гибсон известен как авторитетный автор в киберпанке, упомянутая книга – завершение трилогии об агентстве «Синий муравей». Первые две книги не читал, в отзывах пишут, что не интересные. «Нулевое досье» мне бы тоже не понравилась, довольно простецкий детектив, но есть нюансы: текст напичкан уникальными деталями и редкими характеризациями вещей, интерьеров, отношений, маркетинга и прочих довольно привычных понятий. За счёт интегрирования в повествование деталей, которые не встретишь в обыденности, при чтении плывешь от описания к описанию необычным языком обычных предметов и событий. Понятно, что не обошлось без разного рода технических штуковин, которые, несмотря на срок давности (книга написана в 2010-м), увлекательны и актуальны. Между прочим, я не уверен, что перевод точен, всё-таки Zero History можно понять и иначе. Также для меня странны переводы некоторых устойчивых английских оборотов, но это другая тема.
Ещё раз повторю, что сам по себе сюжет довольно простой, более того, несколько поворотов откровенно надуманы и очень сомневаюсь, что возможны, но это же отчасти панк, посему не будем на этом останавливаться.
Меня увлекло начало повествования, где описывается как в целой секретной операции, через тайные встречи в условленном месте снимаются лекала и размеры со штанов, которые, предположительно, будут частью одежды американских военных. Очень интересная мысль, которая раньше не приходила мне в голову – огромное количество вещей из армейской амуниции нашло своё место в мире моды и их актуальность не угасает уже много десятилетий. Ведь на самом деле – палубные и лётные куртки, штаны и куртки пехоты, свитера, рубашки – внушительное количество моделей известно во всём мире людям хоть как-то интересующимся модой. Можно с уверенностью сказать, что только военная линия в одежде может конкурировать с линией рабочей. Все эти люксовые коллекции, бренды, дизайнеры рядом не валялись со старыми добрыми мастерами, сделавшими когда-то шедевры. А почему?
Те мастера работали над Вещью,
а нынешнее мода – работа для прибыли.
Разные задачи определяют разное исполнение. Теперь мне стало понятно, чего это известный британский дизайнер Найджел Кобурн постоянно шарохается по секондам. Куда бы ни приехал – обязательно фото с секонда. В книге подробно описан такой подход – на барахолках выискиваются старые Вещи, сделанные Мастерами с использованием уникальных Материалов. Кобурн занимается тем же. Тут я уже начинаю рассказывать про концепт секретных брендов.
После получения в руки уникальной вещи стартует поиск в двух направлениях:
— как это можно сшить, на каких машинах (задача не из лёгких, многие модели на современных машинках не исполнишь), кто это может сделать?
— материалы, хоть отдалённо схожие с теми, из которых сделана вещь.
Мы же понимаем, что повальная коммерциализация моды привела к исчезновению линий качественных тканей ввиду сложности и дороговизны их производства. В книге написано, что идеологи создания секретных брендов выискивают ткани на складах старых компаний, которые могут пролежать там пару-тройку десятилетий или находят маленькие производства, которые имеют старые станки и ткут нужные ткани.
К книге речь идёт о производствах в Окаяме, где японская семья собирает джинсы из денима, который они производят в микроскопических количествах или выкупают остатки от каких-то редких коллекций. Именно в задней комнате такого домашнего производства происходит первое знакомство с дизайнером и производителем секретного бренда «Габриель Хаундс». Дизайнер работала на маркетинговое агентство, которое было известно своими прорывными идеями и стратегиями в продвижении за пределами реальности унылого современного маркетинга. Шажок в сторону.
Пару недель назад мне случилось пообщаться с завкафедрой маркетинга одного из университетов города. Меня представили как бизнесмена из мира моды, она явно модой интересуется, это видно по одежде. Я ей задал один вопрос: «Как случилось, что вся идея маркетинга редуцировалась (упростилась) до банального продвижения?» Она очень живо отреагировала, сказала, что именно об этом говорит на заседаниях кафедры, что «мы учим не тому».
Рассказал я этот случай по той причине, что как не крути, а идея секретного бренда родилась в процессе работы в маркетинговом агентстве. Именно отвращение к маркетинговым уловкам, к созданию поводков для потребителя, привело человека к иному подходу в моде. Мне это показалось важным штрихом, а ко второму штриху мы придём чуть позже.
Итак, дизайнер находит интересную старую вещь, понимает, как её можно собрать, находит материалы и либо шьёт сама, либо размещает заказ на маленьком производстве. Предельно лимитированные количества, никаких сезонов, коллекций, продажа происходит через заброску.
Продолжение в процессе написания.
Последние комментарии