Праздничный, веселый, бесноватый,

С марсианской жаждою творить,

Вижу я, что небо небогато,

Но про землю стоит говорить.

Даже породниться с нею стоит,

Снова глину замешать огнем,

Каждое желание простое

Освятить неповторимым днем.

Так живу, а если жить устану,

И запросится душа в траву,

И глаза, не видя, в небо взглянут,-

Адвокатов рыжих позову.

Пусть найдут в законах трибуналов

Те параграфы и те года,

Что в земной дороге растоптала

Дней моих разгульная орда.

          Н. Тихонов (1920г.)

 

 

На днях посмотрел выступление Безрукова в проекте «Улица правды». Выступление состоялось ещё в марте 2022 года, но как-то проскочил его тогда. Кто такой Безруков? Разведчик, много лет проработавший в США, сейчас преподаёт в МГИМО. Постоянно мелькает в ящике, но формат телевидения, на мой взгляд, замыливает его обширные познания. В упомянутом выступлении у него было более полутора часов времени и, несмотря на постоянное перебивание Казакова и Колмогорова, он донёс очень много мыслей.

Меня зацепила одна – про стратегический диалог в англосаксонских элитах. Дело в том, что несколько лет назад я пытался реализовать идею некоего клуба для рассмотрения ситуаций на разных уровнях жизни. Рисовал схему, пробовал построить конструкцию, которая чем-то обрастёт, не вышло. Утыкался в вопрос – зачем? Что человек возьмёт из этого клуба? Пресловутая личная выгода. Не знаю зачем, нет никакой выгоды, разве что «размять» ум.

Тут стоит заметить, что необходимость стратегического мышления, альтернативных размышлений о будущем мира не приветствовалось (мягко скажем) в СССР. Была одна цель – построение коммунизма в отдельно взятой стране, а лучше во всём мире. Поэтому и философская мысль пряталась за методологию, как в ММК (московский методологический кружок с участием Зиновьева, Щедровицкого, Мамардашвили и др.) или должна была следовать концепции марксизма-ленинизма. Это не помешало родиться работам Ильенкова, например, но большинство трудов к стратегии отношения не имело. Ровно, как и системный подход, описанный ещё в 30-е годы Богдановым, был забыт и приполз к нам с Запада.

Поэтому не мудрено, что не было опыта и интенции к стратегическим диалогам в российском обществе. Взять меня. Папа – инженер-строитель, мама – учитель. Бабушки – одна учитель, другая – бухгалтер. Дедушки (которых не видел) – один учитель, директор школы, второй — инженер. Был прадедушка – священник, которого банды роговцев привязали живьём к кресту и засунули в прорубь. Но все предки, начиная от бабушек и дедушек, на 4 известных колена, были сельскими жителями. Со всеми следствиями – нужно было работать, выживать, заниматься стратегиями некогда. Откуда возьмётся желание строить стратегии у меня? Случайно, уже в вполне зрелом возрасте стал что-то читать, искать и появились мысли о необходимости разных подходов к размышлениям о жизни и смерти, об обустройстве общества.

В обществе нет механизмов, нет инструментов для создания таких мини-сообществ. Даже условные «тинк тэнки» сводятся к поиску рыночных ниш, каким-то прорывам в технологиях и т.д. Общество же требует прорывов в стратегическом планировании будущего Планеты, страны. Именно здесь спит идеология, идея, которую ищут и никак не найдут. Проблема в том, что поиском идеологии занимаются нынешние «элиты», а они обусловлены меркантильными потребностями – властью и деньгами. Модель модерна, которую хоронят уже какое десятилетие, продолжает доминировать – «эффективность», «целевые показатели» — эти ориентиры сужают область мышления людей. А в англосаксонском мире, по словам Безрукова, эти механизмы действовали столетия, прародителями такого рода мини-сообществ были масонские ложи, ещё ранее – орден тамплиеров. Так что, возможно, тысячелетия, а не столетия. Безруков говорит, что сейчас такого рода группы в западном мире выродились, отсутствие конкуренции их развратило. Даже масоны стали клоунами. Я хочу сказать, что он не ставил целью такое сказать, но мне кажется, есть нация, которая подхватила знамя из обессилевшей руки – это евреи. Почему-то уверен, что в их элитах такого рода диалоги ведутся, раздаются темы, ставятся задачи, проводится финансирование. У них есть нужда выживать в условиях враждебного окружения, вся цель Израиля – нарастить столько могущества, чтобы граждане могли выживать и строить свои планы вокруг идеологии единого еврейства. С них стоит брать пример!

Посмотрите, переговорщик – Абрамович, всю пропаганду строит Соловьёв, огромное количество олигархов – из их сообщества. Это только в нашей стране. Также и в Европе, и в Англии (там вообще правил еврейский клан много десятилетий), и в США. И главное – соблюдается важнейший масонский принцип – скрытность. Сразу оговорюсь, ничего плохого ни в масонстве, ни в еврействе, ни в англосаксонстве не вижу, они преследуют свои интересы. Говорю лишь о том, что нам критически важно создавать свои группы стратегического диалога. «Улица правды» — попытка, вполне успешная пока. Люди подобраны по специализации. Хазин – экономист, Казаков – политолог, Колмогоров – военный спец, Геворгян – спец по Востоку. Там Девятов в фоне есть. А вот где там деятели? Где люди, которые что-то сделали – производство построили, создали частный университет, да пусть даже создали нишу рынка, что-то сделали в торговле. «Торгаши», как нас часто презрительно называют, во все времена обустраивали быт людей и стремились освоить новое. Среди них есть разные, как и среди сантехников, между прочим, про политиков вообще умолчу, из современных – подонки на 99%.  Ведь тот же Галицкий говорил иногда очень здравые вещи. После продажи Магнита вообще исчез с радаров.

Поэтому, отвечая на вопрос под одним из предыдущих постов, я и сказал – нужно говорить. И как эпиграф привел стих Тихонова тех времён, когда общество ещё пыталось говорить и нащупать варианты развития страны. Кстати, в стихотворении Тихонов отодвигает божественное в сторону («понял я, что с небом небогато»), мне, неверующему, кажется это ошибкой. Сейчас я не вижу объединяющего начала общества, которое не включало бы в себя Веру. И, продолжая линию об Ильине, скажу, что не вижу в нём православия, он какой-то странный верующий, считающий возможным возвышаться в мыслях и словах над людьми и оценивать их верования, эмоции, мысли, действия. Сразу вспоминается повесть Н.Лескова «На краю света», где нерадивые крестители Севера делали свои делишки.

Так что выходит, что необходимо приложить усилие для создания группы стратегических диалогов?