Про предпринимательство.

Есть такой предприниматель – Аненков, он частенько пишет в фб свои (или не свои) мысли. Вот одна из них:

«Предпринимателями рождаются или становятся? Сложный вопрос. Нет ни одного исследования, которое бы подтверждало первый или второй вариант. Все, что я могу сказать, это то, что у людей с определенным набором качеств больше шансов стать предпринимателями. Эти качества:

  1. Сильный характер, Настойчивость, 3. Умение видеть возможности там, где их не видят другие»

Банальность высказывания стимулировала меня на написание рассуждения.

Прежде всего, давайте поймём, что же это такое – «предпринимательство»? Пропускаю длинный и нудный понятийный анализ и сразу к выводу.

Предпринимательство – деятельность, ставящая основной целью извлечение прибыли, в которой материальная ответственность за решения и выборы лежит на авторе деятельности. Т.е. два основных критерия – прибыль и материальная ответственность.

На примерах.

Если человек организовал помощь какой-то социальной группе и не получает за это деньги – это меценатство. Если он делает это же самое и извлекает прибыль – это социальное предпринимательство.

Если чиновник наладил деятельность по извлечению прибыли при распределении бюджетных средств по контрактам (взятки и откаты) – он предприниматель, потому что несет материальную ответственность. Но такого рода предпринимательство запрещено законом. Это ещё один контекст – границы деятельности определены законом.

И из этого определения вытекают качества, которыми должен обладать предприниматель: ответственность и желание делать. С ответственностью более или менее ясно – личная, по закону, по понятиям, перед кем-то, перед собой. Перед собой – важнейшее, это совесть. И хоть есть расхожее мнение, что со своей совестью всегда можно договориться, я думаю, что это иллюзия. У человека выстроен какой-то конструкт реальности и совесть занимает там место одной из опор. Для того, чтобы «договариваться» без последствий для самоидентичности, совесть нельзя «подрубать» при договаривании. Нельзя изнашивать опору, тогда и тело, и психика избежит последствий. Предпринимательство – лишь деятельность, оно завалится на бок, если будет подточена одна из опор личности.

А что с желанием? Это желание заработать? Желание заработать деньги – навязано обществом, культурой, это не есть желание конкретного человека; такое желание у всех одинаково и отличается лишь по степени интенсивности. Наемный работник также желает заработать, но идёт в найм. Какого же рода желание должен иметь предприниматель? На мой взгляд — не желание заработать деньги, а желание быть максимально свободным в зарабатывании денег.

Развивая мысль про желание, хочу сказать, что я разделяю понятия «желание, как часть страсти» (назову его реактивным желанием) и «желание, как осознанное поведение» (пусть будет действенное желание). Страсть через страхи и реактивные желания управляет нами, а действенным желанием управляем мы. Относится ли как-то разделение желания к предпринимательской деятельности и к качествам, свойственным предпринимателям? Не думаю. Многими бизнесами вполне успешно правит страсть, качество бизнес-процессов от этого не страдает, а вот качество личности и личной жизни – да, но это уже не вопрос предпринимательства.

Итак, желание максимальной свободы в процессе зарабатывания и ответственность, как совесть.

А где же упомянутые качества: «Сильный характер, настойчивость, умение видеть возможности там, где их не видят другие»?

Настойчивость – есть черта характера, не так ли?

Очень интересно – не в лошадиных ли силах измеряется сила характера?

А если человек увидел возможность, да предпринимателем не стал, как частенько бывает?

Настойчивость – упорство, концентрация на цели, уверенность в себе и правильном образе цели, так? Если я буду понимать, что деятельность мне не принесет прибыли, то настойчивость в этом действии – это глупость, так же? И противоречит качеству «видения возможностей», потому как давно доказано, что концентрация сужает видение, наоборот следует расфокусироваться для того, чтобы увидеть скрытое.

Предположим, что «сильный характер» — это умение выдерживать свою линию поведения. А как же гибкость – мягкая сила? В бизнесе трамповщина частенько приводит к проблемищам, когда даже нагиевщина никак уже не помогает. Очень часто уступки приносят бизнесу больше пользы, чем железные атрибуты закомплексованного дровосека.

Видеть возможности – хорошее качество, не поспоришь, так увиденное ещё и реализовать нужно. Возможности, как и белые грибы, бывают ложными, не приспособленными к бизнесу. Не говоря уже о том, что, например, многие видят возможности в государственной службе, успешно реализовывают их, становятся состоятельными гражданами, предпринимательство ли это?

В общем, на Аненкова я подписан, чтобы читать банальности и клише, меня это мобилизует не писать такую же ахинею, показывает, что умение мыслить предпринимателям — совсем не обязательно. Так что спасибо ему за его посты, с радостью читаю.

Продолжая дальше, пойду в другой контекст. Контекст ума, мышления, думанья.

Основным критерием способности к предпринимательству я считаю возможность организовать деятельность над деятельностью. Работу ума поставить выше работы конкретной. Или, как писал Г.П.Щедровицкий, «чистое мышление» должно доминировать над мыследеятельностью. ГПЩ рекомендовал это управленцам, я отнесу и к предпринимателям тоже.

Факторы, которые хорошо бы иметь предпринимателю, наличие которых точно принесет успех в бизнесе, отсутствие же которых ничего не значит, что подтверждает опыт. То есть факторы достаточны, но не обязательны.

  1. Также, как и в управлении (не путать с организовыванием и руководством), в предпринимательстве требуется учитывать множество вводных, которые известны, и предполагать хотя бы некоторые, о которых пока и не догадываемся. Формального анализа и синтеза может быть и достаточно, но за крахом любого бизнеса стоит отсутствие внимания к зоне «я не знаю, чего я не знаю». Всегда необходимо иметь ввиду возможность отклонения бизнес-деятельности от намеченной цели и иметь в запасе (перенимать, создавать) арсенал средств и инструментов для возврата к движению по намеченной траектории. Или…
  2. «Или» — это второй фактор, который ГПЩ не описывал, но именно о нём он говорил в своих словах, которые никак не могут усвоить «бирюзовые последователи секты робинсона», — организация, компания – не может иметь цели. Нет никакой единой цели у сотрудников, работников, даже у учредителей и партнёров. Есть совпадающие в моменте цели отдельных людей. И вот умение изменить цель, а не следовать с настойчивостью носорога к поставленному рубежу – второй фактор, необходимый предпринимателям в контексте ума.
  3. Третий фактор вытекает из второго. Способность как стратегически планировать, так и отказаться в нужный момент от стратегии, как помыслить системно и найти ограничения, так и принять вероятность наличия непомысляемого в данной ситуации, использовать инерцию течения тогда, когда сопротивляться ей бессмысленно; или, объединяя сказанное – быть гибким в своей деятельности (не путать с конформизмом, соглашательством).
  4. Наконец – четвёртый фактор – создание смыслов. Умение создавать свои личные смыслы, отрекаясь от социально навязанных, — это качество предпринимателя, которое необходимо для сохранения самоидентичности человека, уже заработавшего. Потому как заработать – мало, сохранить – достаточно, преумножить – шаг за предел.
  5. Отвержение пределов – следующий фактор. Глядеть поверх верхней ступеньки, говоря словами Ницше. Это не про цели, не про видение, не про нахождение слепых зон. Это про личные пределы и это уже другой уровень предпринимательства, когда зарабатывание остается лишь одной из опор для личной демиургии. Но это уже совсем другой контекст, на этом предпринимательство заканчивается.

Ответ на вопрос – рождаются или становятся предпринимателями прост – и так, и этак.