Мода. Введение и понятие.

«По сути всем тем, что помогает чувственному восприятию и общению между Душами является Одежда, Костюм,

который носят лишь сезон, а потом откладывают в сторону.

Таким образом, при должном рассмотрении оказывается, что уже в Одежде содержатся все мысли,

мечтания, деяния и состояния человека; то есть весь внешний

Мир и всё его содержание – это лишь Одежда, а суть всех Наук лежит в философии одежды»

(Томас Карлейль «Сартор Резартус» (1833г.)

В серии эссе я попробую высказать своё видение феномена моды, опираясь на высказывания философов, художников, писателей, размышлявших на эту тему.

Первым делом я определю понятия, которыми буду оперировать.

Что такое Мода в данном эссе? Многие знают, что слово «мода» происходит от латинского modus. Трактовки в английском – стандарт, мера, манера, способ, образ действий, форма, вид, качество, природа.

Ожегов: 1. Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время. Войти в моду. Выйти из моды. Дань моде. Одет по последней моде. Ввести в моду новый фасон. 2. мн. Образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об одежде). Журнал мод. 3. Манера поведения, обычаи (прост.). Взял моду ругаться. Кружево не в моде.

Такого рода определения дают и другие источники, только Даль отличается явно пренебрежительной трактовкой – «…ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах; По моде, и мышь в комоде. По старой вере, да по новой моде, (о раскольниках).

Судя по всему, одним из первых, кто обратил внимание на Моду именно как на феномен, был Адам Смит, который утверждал, что мода проявляет себя в первую очередь во всех сферах, где основой является чувство вкуса. Он также отмечал, что мода влияет на мораль. Иммануил Кант писал так: «Исходя из самого понятия, можно сказать, что любая мода – это меняющийся образ жизни людей». Между прочим, Кант имел в Кёнинсберге прозвище «магистр элегантности» за свою приверженность к качественному внешнему виду. Ещё одна его фраза: «Лучше быть помешанным на моде, чем просто помешанным». Известно, что Кант никуда и никогда не выезжал из своего родного города, видимо следуя сентенции Сократа: «Какой смысл тебе путешествовать, если всюду ты таскаешь за собой себя». Тем важнее выглядит деталь внимания к внешнему виду человека, который, казалось бы, жил в одних интерьерах и мог быть подвержен соблазну одинаковости в быту. Мы все знаем о синдроме семейных трусов и домашнего халата или деревенских галош (перед кем мне красоваться, перед коровами что ли?).

Первым, кто попробовал разобраться в Моде как философском понятии был Георг Зиммель в 1904 году в своём труде «Философия моды» Во всяком случае большинство современных исследователей очень много ссылаются на тот его труд. Так вот он писал, что мода – есть важный социальный феномен, а одежда, лишь часть жизни социума. У него, на мой взгляд, многие идеи устарели, по ходу дела будем разбираться.

Теоретик структурализма Ролан Барт считал, что мода является системой значений в сфере культуры, а одежда есть материальное основание моды.

Платон не пытался вникнуть в суть моды именно в силу: а) своего времени, б) своего учения. В те времена Мода была очень условная, если судить по оставшимся артефактам. Одни и те же тоги носили все граждане, а рабы ходили в повязках. В то же время, Платон относил моду к понятию красоты, но красота есть лишь проявление объективной реальности, это обманчивая категория, не достойная мысли мудрого мужа. Ну что же, Платону платоново, помятуя особенно тот факт, что мудрец обслуживал потребности элит того времени, в том числе и выводя философию в ранг элитарного времяпрепровождения. И возможностей у элит выделится кроме как умом в то время были скудными, посему они и шли в философию. Было бы любопытно каким-то образом поместить часть нынешних «элит» в условия «невозможности выпендрвания», но при этом без опасности для жизни, без необходимости обеспечивать первичные потребности жизни. Вот чем бы они мерялись?

Необходимо учитывать, что понятие Мода применяется не только в одежде, хотя, несомненно, в большей степени ассоциируется именно с ней. Мода на современное искусство. Модная театральная постановка, театральный стиль (некоторое время назад был моден мат в театре, сейчас «актуальная и современная постановка» необходимо содержит голые тела). Модная музыка. Модные увлечения (сейчас у многих есть увлечение – политика). Модные профессии (блогер, фотограф, стилист). Примеров масса. Можно ли, учитывая все эти примеры, дать одно конкретное определение понятия Мода? Мне кажется это было бы вульгаризацией (упрощением). Поэтому буду учитывать мысли мудрых людей, но на конкретных примерах раскрывать понятие в этой серии эссе.

1 комментарий

  • Ожегов лаконичен. Из всех приведенных цитат выбираю его.

Добавить комментарий