Импортозамещение 2.0

Продолжая эту тему, хочется сказать следующее.

Те, кто посмеиваются над этой идеей, в общем-то правы отчасти. В глобальном мире нельзя отделиться, сложно обойтись без технологий извне. В моем понимании вся суть импортозамещение сводится к удалению посредников. Цепочка жизни любого продукта выглядит так:

производитель — владелец бренда — продавец*Х — потребитель

Ключевое в этой формуле — *Х (умноженное на Икс).

Если рассмотреть ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, то уменьшить существенно расходы на производство можно такими путями:

— удешевление материалов (в нашем случае — ткани, нитки, фурнитура и т.д.)

— увеличение количества произведенного продукта с уменьшением цены

— ухудшение качества товара за счет снижения стоимости контроля и выбраковки

— удешевление затрат на рабочую силу

— оптимизация налогообложения

Этот список фактически исчерпывающий.

Перенос производства в страны, где люди работают за муку — основной метод многих компаний, производящих свой продукт в Азии. Хорошие времена в Китае подходят к концу, сейчас ищут другие возможности. Молдавия, Украина, Литва, Румыния. Люди нищие, зарплаты никакие, затраты на логистику маленькие. В этом случае работает фактор оптимизации налогообложения. Налоги не хочет платить НИКТО В МИРЕ. Не слушайте сказок по телевизору и » сетевых экспертов». В США платят налоги потому что у них садят на 20 лет за неуплату. И то, они прячутся в оффшорах и Швейцариях, откуда их вытаскивают налоговики.

В Китае налоги ниже, там нет пенсионной системы, это существенно снижает затраты даже несмотря на то, что зарплаты в Китае сейчас высоки.

Удешевление материалов — хороший ход. Особенно для масс-маркета. Сейчас материалы выглядят здорово все, при продаже сразу не распознаешь. Я вот купил в Париже рубашку классическую. Недорого, 100% хлопок, какая разница под пиджак? Так думал… Она помялась в хлам через 10 минут. Во всех местах. То есть покупатель купит. Но либо один раз, либо этот покупатель не считает качество материала приоритетным для себя.

Далее. Качество контролируется. Оно задается заказчиком и проверяется при приеме товара. Можно эту работу сделать для проформы, а можно задать высокую планку и выбраковать 10%. Разная цена, разные затраты. Фабрика будет закладывать в цену товара стоимость выбраковки. В Китае этот отбракованный продукт пойдет потом через рынки на чёрный рынок.

ВЛАДЕЛЕЦ БРЕНДА. Эта составляющая не влияет на цену. Он будет задавать условия везде именно те, которые видит правильными для создания того бренда, которые хочет.

И вот теперь ПРОДАВЕЦ * Х. Или другими словами — цепочка реализации. Кто там может быть?

1. Агент в Китае. (Частый случай, многие марки отдают агентствам контроль за производством, иначе можно получить покемона в мешке размера XXXL на ребенка). Услуги агентства могут стоит 10-30% от цены производителя.

2. Компания владельца бренда (она будет в любом случае, но если компания=магазин, то вы же понимаете…).

3. Сеть агентов или дистрибуторов. Например бренда из США, имеет дистрибутора в Европе, а за ним дистрибутора в России. Пример тому — Carhartt. Именно так построена была схема. Когда не было дистрибутора, то российского звена не было и цены были ниже. Это логично.

4. Магазины.

Если вы покупаете какой-нибудь Найк или Адидас, то понимайте, что при цене 1000 рублей за вещь, её себестоимость 100 рублей. В люксовых сегментах наценки ещё выше. Почему так? Потому что всю коллекцию продать невозможно. Остатки надо продавать с большой скидкой. Если со скидкой будет убыток, то он съест всю прибыль. А скидки типа 30% мало кого интересуют, сами знаете. Именно поэтому стоки, оутлеты, деревни распродаж и кварталы уценок. Потому что необходимы бюджеты на рекламу, а реклама стоит нереальных денег. Потому что необходимо строить дорогущие магазины, иначе дорогой товар не продать.

Много раз писал про важность производства внутри страны, могу повторить. Если производишь внутри страны, то из страны уходят только деньги на материалы. Здесь остаются зарплаты, налоги. Эти деньги возвращаются в виде денег покупателей в местные же магазины. Фактически 80-90% Почему так много? Потому что в схеме продажи материалов та же самая схема. И на себестоимость материала собственно заграницу уходит лишь маленькая часть денег. Остальное остается у посредников. Но на это повлиять пока сложно. Хотя мы работаем.

Кроме того, производя здесь, мы убираем несколько звеньев посредников. По сути здесь цепочка становится такая:

Производитель — Магазин — Покупатель. Так происходит в случае с продуктами Zefear.

Вы зададите резонный вопрос — а почему же нет такой кардинально разницы в цене?

Во-первых — есть. Когда я показывал свои куртки партнерам в Европе и говорил розничную цену, был один ответ — «Ой как дешево!». Когда же они спрашивали себестоимость, то все менялось — «Нет, это дорого!» То есть, за счет ликвидации посредников розничная цена становится ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, чем на аналоги у коллег в Европе.

Во-вторых. Производство маленькими партиями. В Китае даже 600 курток на цвет произвести трудно. Никто не берется. Бывают конечно единичные случаи, но мы же говорим о системе. Обычный минимум — 1000 штук на цвет. Производство маленькими партиями серьезно повышает себестоимость продукта. Предварительная работа имеет конечную цену. И есть разница — раскидать её на 1000 вещей или на 100, согласитесь?

В-третьих. Задан высокий уровень ответственности. Нет и 1% брака потому что весь продукт тщательно проверяется при выпуске. А проверяется потому что договор — весь брак либо ремонтируется, либо возвращается.

В-четвертых. Мы платим российские налоги. Пусть не все (я так думаю), потому что тот, кто платит в России все налоги обречен на разорение. В малом бизнесе точно.

В-пятых. Расходы на производство у нас выше объективно. Выше арендные ставки, выше зарплаты. Зарплату считайте не полученную на руки, а с учетом 30% соцналога, который работники не платят, но от этого он не перестает быть. Допустим в Испании видел предложение 2 евро за квадратный метр. Большой ангар с коммуникациями, рядом с дорогой. 130 рублей за метр. Не плачьте, коллеги, что поделаешь…

Но несмотря на все трудности, мы делаем свое дело. Мы — это российские производители, к числу коих я отношу и себя. И делаем его хорошо. Не отлично, есть куда расти, но хорошо — точно.

Я вот сравнил толстовки от нескольких толковых европейских производителей, которые делают достойный продукт и ту, что мы сделали в этом году. Простой крюнек (толстовка без капюшона) стоит порядка 60-70 евро (4-4,5 тысячи рублей). Есть аналоги с ценой 40-45 евро, но там серьезно хромает качество — плохой и тонкий материал, отвратный крой, плохо обработанные швы, жиденькая резинка. И сделано в Китае.

Наша толстовка с двумя карманам на молниях YKK, плотный футер 400 граммовый, отличный, оттестированный на мне крой, плотная резинка на рукавах и талии. И стоить он будет 2950 рублей. в Магазине. И вот еще какая штука! В кармане можно спокойно носить паспорт. Размер сделан именно под него. Молния — чтобы не утратить. Одобряете?

Вычеркнуты из формулы посредники, вложена душа в разработку, созданы дополнительные смыслы — что ещё нужно для хорошего продукта?

Есть одно НО!. Теперь дело за покупателями. Потому что я могу писать что угодно, делать какой угодно продукт, но если покупатели проголосуют своими деньгами за найк, то и вопрос с импортозамещением будет висеть в воздухе, как приведение Меньшикова на Васильевском.