Ильин-3. Слабый в добре народ.

3.

С этого поста буду нумеровать заметки про Ильина.

Перед очень интересной мыслью автора сделаю два замечания. Первое. Прочитал пока не слишком большое количество его текстов, поэтому это замечание временное, по ходу дела. Не могу понять, почему его называют философом? У него не философский язык, стиль изложения. Грубо говоря, он использует не тезаурусный язык, а полемический. У него в каждой главке сквозит ненависть к Советам, он поистине одержим этой ненавистью, одержимость – проявление диявола, как верующий человек этого не видит? Но при этом у него здравые наблюдения, он замечает мелкость изречений о России в «западном» мире. Второе. Он как бы «жалеет» русский народ. «Итак, русский народ нуждается в покаянии и очищении». Не приходит мыслителю мысль, что каяться и очищаться нужно, прежде всего, ему самому, впитавшему в себя воззрения мира, который он сам и тонко чувствует и описывает в следующем отрывке эссе «О возрождении России». Написано после ВОВ, выделения и курсив – мой.

 «Когда русские патриоты говорят о возрождении России, то они представляют себе обычно восстановление достойной государственной формы, возобновление осмысленного хозяйства, основанного на частной собственности, и возрождение свободной русской культуры. Кажется, что вот, рухнет тоталитарный режим, прекратится вмешательство коммунистического государства во все сферы человеческой жизни, возродится вольная, творческая инициатива – и Россия встанет, как долго спавший богатырь…

Мы совершенно не сомневаемся в том, что все указанное необходимо и что оно будет полезно и значительно, но постоянно с грустью думаем о том, что всего этого мало, что есть еще нечто, значительнейшее и глубочайшее, такое, что здесь не упомянуто, но что составляет самое естество человеческого бытия: это личные качества и тяготения человека; это то, как он поведет себя в личной жизни, и еще глубже: это вера, его совесть и верность, это его характер, это то, что он способен совершить в общественной жизни и чего он не может не сделать. Словом, дело совсем не сводится к внешнему порядку, строю и «успеху» жизни, но к внутреннему укладу, строю и характеру человека. При внешнем приличии, порядке и свободе общественной жизни человек может растить в себе безбожного, бессовестного и бесстыдного предателя, продажного пролазу, напуганного и трепещущего подхалима, – словом, жалкое и жалости достойное существо, на котором ни государства, ни тем более великой и славной духовной культуры не построишь. Чем больше порочности будет гнездиться за ширмами парламента и всех учреждений, тем ближе государство будет к смуте и разрухе, тем непосильнее будут ему исторические испытания. И если этой продажности и порочности будет много, если русские люди будут мерить в жизни все личной жадностью, а не предметным достоинством, – то как возродим Россию? Что противопоставим напору внешних сил, стремящихся насадить коррупцию и разложить наше отечество? Как справимся с соблазнами озлобления, мести, фактического захвата (грабежа), лжи, доноса и, главное, продажности? А если не справимся с этими тяготениями и соблазнами, то не возродим Россию, а предадим ее мировой закулисе и разбазарим ее на мировом рынке…

Россия рухнула на наших глазах не потому, что русский человек был силен во зле, наподобие немцев, а потому что он был слаб в добре, и в роковой час истории (1917) он не сумел извлечь из своего добродушия и утомления, из своей улыбчивой, песенной и ленивой души – ту энергию воли, ту решимость поступка, то искусство организации, то умение сопротивляться злу силою, которых потребовал от него час испытания. Русский человек оказался слабым в добре и подчинился нерусским людям, составляющим в стране ничтожное меньшинство (около 50000 большевиков), но зато оказавшимися сильными во зле, сильными бессовестностью и волею к власти, сильными прямым и свирепым убийством.

Шикарно! Ленивая русская душа – безвольная и слабая. Человек как будто любит русский народ и радеет о нём, но даже не пытается понять его. Он читал вообще Достоевского? Толстого? Крестовского? Настоятельно рекомендую читать «Петербургские трущобы» Крестовского, там великолепно описан быт аристократии, дворянства и народа, «низов города», которые «слабы в добре». А было ли добро? Видел ли народ добро от этих, так восхваляемых Ильиным, Государей?

У В.М.Шукшина есть рассказ «Верую!» про попа. Описываемое событие происходит после войны в одной деревеньке. И вот там поп кидает собеседнику: «Потому что слаб в коленках!» Мощнейший посыл великого Шукшина про то, что человек должен быть сильным душой против жалости и вот этого вот «слаб в добре» от эмигранта, с 1922 года не бывавшего в России (СССР).

Тема добра и зла, между прочим, очень интересна. Ведь какое положение дел в христианском мире сейчас? Как отвечаем мы на вопрос – что такое «добро»? Обычный ответ – это то, что «не зло». Добро определяется из зла. На это обратил внимание французский философ Ален Бадью, ныне живущий, в своей работе «Этика». Вот это философские вопросы, а хаять совок, капитализм, хохлонацизм и прочее может чуть не каждый, с разной долей вычурности в словах.

Но приведенный отрывок мне показался интересным одной деталью. Ведь Ильин прямо говорит, что коррупция, разложение людей и прочие «прелести» идут с «запада», от ненавистников России. «Мировая закулиса» (кто это?) желает «разбазарить» Россию на прилавках мирового рынка. И если наложить приведённый отрывок на сегодняшнюю ситуацию, то мы видим, что перекрашивание человека в «бесстыдного предателя» свершилось в России практически во всех руководящих структурах и свершилось оно благодаря 30-летнему доминированию «западных» систем убеждений, против которых Ильин выступает, приписывая их, почему-то, большевикам. Более того, эти предатели национальных интересов сидят в правительствах почти всех стран «золотого миллиарда», они куплены вместе с своей прогнившей простатой потускневшей элитой масонских лож – глобалистами.

А вот народ, так жалеемый Ильиным, проявил сейчас силу в добре в полной мере. Спасение русских в Донбассе – это ли не добро? Другой вопрос, что руководимое злом («бесстыдными предателями») добро, неминуемо приходит к злу. И сейчас в стране крепнет сила зла, хватит ли этой силы, чтобы изменить страну и хотя бы подобие сделанного в СССР изобразить – не уверен. Убеждён, что снести властную верхушку не получится, плавно, пусть и с кризисом, перейти к новому укладу, построенному на совести, чести, ошмётках справедливости, как это планируется, судя по всему, в США – не выйдет, не заложены механизмы в выстроенной системе ручного управления. Поэтому мой взгляд на ситуацию уныл и тосклив.

Но есть вопрос: точно Главный читает Ильина или ему цитаты приносят?