Гессе, свобода, оценки. 

Гессе, свобода, оценки.
Вновь появилась старая ссылка на статью Зицера про школьные оценки. Больше трёх лет она периодически появляется в ленте. Статья вредная, поверхностная, написанная с эгоцентричной позиции с одной лишь целью — показать какой автор умный, да продвинутый.
На удачу, я сейчас читаю Германа Гессе «Игра в бисер» и там есть кусочек про оценки, как раз вчера над ним думал. Поэтому идеи Зицера обсуждать не буду, тем более, что несколько лет назад достаточно развернуто или эту или одну из других его заметок разложил, а вот кусочек из Гессе — как нельзя кстати.

«Свобода с этими профессиями сопряжена постольку, поскольку учащийся выбирает себе профессию сам. Это дает некую видимость свободы, хотя в большинстве случаев выбор делает не столько ученик, сколько его семья, и иной отец скорее откусит себе язык, чем действительно предоставит сыну свободный выбор. Но, может быть, это клевета; откажемся от этого довода! Свобода, значит, пусть остается, но она ограничивается одним-единственным актом выбора профессии. После этого свободе конец. Уже на студенческой скамье врач, юрист, техник втиснут в очень жесткий учебный курс, который заканчивается рядом экзаменов. Выдержав их, он получает свидетельство и может теперь, снова обладая кажущейся свободой, работать по своей профессии. Но тем самым он делается рабом низменных сил, он зависит от успеха, от денег, от своего честолюбия, от своей жажды славы, от своей угодности или неугодности людям. Он должен проходить через конкурсы, должен зарабатывать деньги, он участвует в беспощадной борьбе каст, семей, партий, газет. За это он получает свободу стать удачливым и состоятельным человеком и быть объектом ненависти неудачников или наоборот.
С учеником элитной школы и впоследствии членом Ордена дело обстоит во всех отношениях противоположным образом. Он не «избирает» профессию. Он не думает, что способен судить о своих талантах лучше, чем учителя. Он становится внутри иерархии всегда на то место и принимает то назначение, которое выбирают ему вышестоящие, – если не считать, что, наоборот, свойства, способности и ошибки ученика вынуждают учителей ставить его на то или иное место. В пределах же этой кажущейся несвободы каждый electus пользуется после первых своих курсов величайшей, какую только можно представить себе, свободой. Если человек «свободной» профессии должен для приобретения той или иной квалификации пройти узкий и жесткий курс с жесткими экзаменами, то у electus’a, как только он начинает заниматься самостоятельно, свобода заходит так далеко, что множество людей всю жизнь занимается по собственному выбору самыми периферийными и часто почти нелепыми проблемами, и никто им в этом не мешает, лишь бы они не опускались в нравственном отношении».

Мысль про свободу, которую автор предлагает в итоге воспринимать с некой долей иронии ввиду контекстуальности и ограниченности используемого понятия, но по сути — мысль об оценке. В системе обучения, которую описывает Гессе, нет оценок как отметок, но есть оценки сутевые, комплексные. И если человек достиг уровня высокой комплексной оценки от учителей (а без прилежания и усилия этого не достичь), то он и становится свободным, хоть и лишь отчасти.