Чуть-чуть полемики вам в ленту…

Сегодня на фейсбуке Миша Осипов отметил меня в анонсе интервью одного из участников проекта Фотт Никиты Лашина.  Интервью я прочитал, комментирую. Да, проекту Фотт вроде как тоже что-то около 10 лет бы исполнилось.

Первое — относительно ресурса. «Би-ин» я знаю давно и отказался от какого-либо сотрудничества с ним по нескольким причинам. Если накручивание счетчиков на страницах магазина и я подозреваю, и многие люди мне об этом говорили, — это нормальная практика в интернет-сообществе; то беспринципность редакции я перенести никак не мог. Это как бывшая питерская «Афиша» — им всё равно про что писать, про магазины с фейком, про секонды, про бутики или про идейные независимые магазины. Поэтому для меня площадка странная, ну да ладно, мы же про суть, правда?

1. Если правда, что на Россию у ребят приходится 12-13% продаж, то парни молодцы. Это неожиданно, потому как я нарисовал себе совсем иную бизнес-модель их проекта. Если кто не в курсе — это проект ITK, что в переводе на общечеловеческий — «для врубающихся типа…».

2. Про Рубчинского я тоже промолчу, но громко промолчу. Это ужас ужасный! С первой, с позволения сказать «коллекции» этого человека, мне абсолютно непонятна мастурбация некоторой части модников на этот проект. Окончательно убедила меня в странном, как минимум, видении моды, розовая мохеровая кофточка для настоящих мужчин от Гоши в магазине Оппенинг Церемони в Нью-Йорке. Мечта Киркорова выбила почву из под моих ног и, качаясь, я уныло брёл по улочкам Сохо в поисках внутренней мотивации покупателя сего продукта. Так и качаюсь до сих пор… Аки та рябина, любовь Шукшина.

Но! У меня есть одна версия и я её изложу чуть ниже.

3. Далее сплошное согласие по сути сказанного. Интересная формулировка независимого магазина — «нет и жесткого подстраивания под аудиторию и рынок». Ровно то, о чем мы часто спорили в кулуарах с коллегами и созвучно той позиции, которой я придерживаюсь. Пример? Пожалуйста! Сейчас безумный хайп на кроссовки — в Zefear нет кроссовок. И не будет, если только наши любимые Karhu, которые совсем не модные, предназначены для «понимающих», а не найкодротов.  Этот пример также созвучен с позицией ребят, только я-то так действую многие годы.

Если я правильно понимаю, то концепт, который Никита (а скорее весь коллектив ITK) имеют ввиду под «современной мужской модой» в России вообще отсутствует. Или присутствует в каком-то совсем локальном формате, типа Белив (пример с КМ-20, для меня странен, там проект про другое, мне кажется). Понятие не раскрыто, поэтому возможны вариации. Например, есть один магазин России, он копирует аналогичный в Европе. Оба успешны, оба коммерческие, но не авангардные. Я вполне согласен, что Фотт в некоторые моменты был авангардом мужской моды, это надо понимать, но смотреть нужно в срезе тех лет, а не с позиции «сейчас». Сейчас уже многое кажется иным, более простым, «ничего такого». Но тогда — была другая история, ситуация. С другой стороны, именно Фотт, за это я его всегда и критиковал, сформировал эту историю хайпа, скидок, маркетингового шума, пения из утюгов по поводу того или иного события. А это и есть ни что иное как опопсевание и формирование простенькой аудитории с неокрепшими мозгами — подростки и неповзрослевшие взрослые.

Я не знаю какие задачи стояли перед Фоттом, по моим ощущениям там было что-то вне пределов собственно бизнеса магазина. Но с их ресурсом и возможностями (которые они, впрочем, сами и создали, надо отметить) они могли бы повести рынок мужской моды в другую сторону. А в итоге повели в ту, на которую сейчас сетуют. Именно образовательную функцию я сейчас и имею ввиду,  которую отмечает Никита.

Я об образовательной функции говорил много лет, мои нападки на дистрибьюторов, на большие марки — это как раз попытка показать, что не только можно, но и нужно сопротивляться массовой культуре, которая управляет мозгами людей. Сейчас не вещи служат людям, а люди служат вещам. Происходит это вовсе не из-за того, что люди много покупают: общество потребления и прочая пропагандисткая соловьевщина от моды. Происходит это по многим факторам, но важнейшим является такой: люди не наполняют смыслом свои действия. Если ещё глубже шагнуть в философию, то отмечу — смыслы не имеет резона искать, смыслы нужно создавать самому. Для этого нужно прежде всего научиться думать, думать о себе или, говоря словами Декарта — «познавать себя». Термин Декарта, но смысл, который он пытался передать, был описан ещё древнегреческими философами. Смысл жизни состоит в заботе о себе — создавании собственных смыслов. Это касается всего. Человек может жить и без одежды, и в дешевой одежде, и в фейковой, и в секонд-хендовской, и в люксовой. Это все неважно, важно то, каким смыслом он наполняет свой внешний вид и наполняет ли вообще.

И вот в этом контексте потенциал России пока немного выше, чем в Европе и намного ниже чем в Японии. Европа совсем плоха и плохеет с каждым годом. С безумным азартом они поедают подсовываемые им идеи, не удосуживаясь проработать их и создать хоть что-то похожее на индивидуальную позицию. Но в Европе есть много людей с вековыми культурными корнями. Эти люди не могут себе позволить заходить в C & A на распродажу, это в корне противоречит их мироощущению. Проблема в том, что эта культура может быть выдавлена через несколько поколений. Япония свои традиции держит железными оковами, их могут сломать только соседи с играми в войну — трампушка, да кимчеринушка. В России же по-прежнему пока есть думающий класс, хотя судя по количеству сторонников Навального, он иссякает на глазах.

Ориентир на подростков — плохой признак. Это самая манипулируемая часть общества, неокрепшая и склонная к крайностям. Много лет назад Найк выбрал своей мишенью именно умы подростков, и с тех пор к этой мерзкой компании присоединились в азарте кампанейшины многие другие марки. И мы получаем то, что имеем. Что же это? Вот она идея.

Это гопнический стиль в моде. Гоп-сексуализм, как когда-то назвал это явление Сапрыкин кажется (в «Афише» был материал лет пять назад). Вся эта вереница кроссовок, спортивных штанов в обеих полах, маек-алкашек, спортивных трусов в городском режиме — это и есть гопсексуальное развитие моды.

Оно имеет, несомненно, генетические корни. Не вдаваясь в подробности устройства ума (тем более этого никто толком и не знает), напомню лишь про два основных эволюционных инстинкта любого живого существа — Бей или Беги. Есть еще Замри, но мне кажется, что это разновидность «Беги». Можешь победить — Бей, не можешь — Беги. Это всё, что оставили нам предки в кроко-мозге (мозге рептилии и тому подобные названия). А драться и бегать в такого рода одежде намного проще и удобнее. Мои поздравления! Мы вернулись к временам героев Рони старшего.

В этот гопацкий стиль вписывается и концепт Рубчинского, да и много других проектов.

И задача образования — дать людям направления развития, дать пищу для нового образования в мозге — неокортекса. Воспитание, образования в моде — в том числе. Если парни делают это в Риге — молодцы, хорошее дело. У меня вопрос. Что же вы в родных краях этот вопрос забросили? Что мешает вам транслировать свои идеи на территорию своей Родины? Поборитесь с засильем сраненьких магазинчиков в Москве, Санкт-Петербурге. Всего 12-13% — много не потеряете, зато миссионерами правильной одежды обозначитесь. Я вот устал быть Дон Кихотом, а вы молодые — действуйте!

P.S. Ох, давно такие темы не затрагивал, но получилось неплохо. Я по-прежнему лучше всех пишу про одежду, правда? Смайл.