Что делать предпринимателям?

Сегодня – немного про ковид, но больше про «что делать?». Недокарантин закончится, не завтра, так через неделю, не через неделю, так в июне. Как жить будем, предприниматели и их клиенты?

Прежде скажу про запас прочности, «кубышку», страховочный фонд — можно как угодно называть средства, которые предприниматели накопили во время своей бизнес-деятельности и должны были (по предложению властей) использовать по назначению — поддерживать своё дело в трудные времена. Считая, что такой запас предприниматель обязан создавать, я рассмотрю этот вопрос с двух сторон.

  1. Да, запас должен быть, уж на месяц — точно. На два — нормально. На три месяца — это уже серьезное накопление. Уточняю — многие активности обнулились полностью, то есть нет никаких поступлений средств. В этих условиях иметь запас на три месяца — это очень прозорливо, не думаю, что таких в стране больше 10%. Если какие-то поступления всё-таки есть, то можно три месяца протянуть. Надо учитывать, что достаточно много арендодателей не снизили ставки, например, миллионные арендные платежи в Галерее — сохранились, а возможностей для продаж — никаких.
  2. «Трудные времена». Причины возникновения этих времен могут быть разные. Например, кризис 2008 года не слишком вытекал из действий наших властей. Кризис 2014 — целиком  из их действий, нынешний — некий микс, повод создан в мире, а действия сделаны здесь. Действия неоднозначные.

Как видим, справиться с распространением вируса не удалось, все карантинные меры провалились, количество инфицированных огромно. Можно на сегодня посмотреть здесь — https://infotables.ru/meditsina/1197-tablitsa-koronavirusa

Как и прогнозировалось многими учеными, карантином распространение вируса не остановить. Сидеть дома — значительно опаснее, чем быть на улице (заражений на улице практически нет). Работающие гипермаркеты (продукты) нисколько не менее и не более опасны, чем не работающие другие гипермаркеты (промтовары). Основное место заражения вирусом – дом, есть вполне развернутые исследования из Китая, Германии. Далее — медицинские центры и больницы. Крупными очагами — воинские объединения, какое-то количество – в транспорте. На улице – меньше 1% от числа инфицированных.

Аргумент — «было бы ещё хуже» никак не более обоснован, чем аргумент — «ничего бы не изменилось».

Но недокарантин введен, население напугано до предпсихозного состояния, уровень стресса, если его измерить, должен побить все рекорды, а последствия стресса мы увидим позже, возможно через месяц после освобождения.

Не буду пока рассматривать версию, что это такой тест общества на ужесточение контроля и надзора, хотя версия очень уж привлекательная. Ну посудите сами — что было бы в любой стране, если бы правительство закрыло границы для выезда и въезда просто так, в обычное время? А сейчас – легко, на месяцы вперед. Тем более, сегодня уже официально заявлено, что версия об искусственном происхождении вируса в нашей стране – фейк, за это можно схлопотать от властей. Ну это почти как с евреями – отрицание холокоста – преступление и точка. На факты, на доказанные судом подлоги уже внимание не обращают.

В общем «трудные времена» нам создали правители. Там, где несколько иные возможности, например, в штатах, там раздают (разбрасывают с вертолёта) деньги в количествах огромных. Таким образом создаются возможности для спокойной жизни у граждан, накал напряжения спадает. Деньги, к слову, – ничем не обеспечены, кроме ракет и авианосцев, эти деньги для американцев оплатят колонии. В некоторых странах раздают деньги по иным схемам: где-то за счет инфляции, где-то за счет долгов, которые никогда не будут отданы, где-то за счет будущих катастроф – одни элиты перекладывают на других. У нас «выдержанная» политика, денег нет, но ты, предприниматель, должен быть ответственным. Интересно, а за что предприниматель платит налоги? За то, что его заставляют действовать во вред бизнесу? За то, что постоянно ухудшаются условия ведения бизнеса (отмена ЕНВД, маркировка, повышение НДС, увеличение пенсионного возраста, сертификация всякой ерунды и т.п.)?

На мой взгляд, ответственность бестолковых властей в грядущем провале очевидно. Почему «грядущем»? Опять же, очень хочу ошибиться, но нынешнее положение дел – вводный шаг к провалу. Запасы истощаются у всех, после отмены недокарантина все сниженные аренды вернутся на прежний уровень (это основная расходная статья почти в любом бизнесе), а чем её платить? Надежда, что спрос сразу вернется на прежний уровень – иллюзия, опасная, разрушающая. Это как мираж реки в пустыне. Не будет продаж, будут крохи. Не могу сказать про кафе и рестораны, не знаю. С одной стороны – люди соскучились, хочется посидеть, поболтать. Мы вон с другом взяли кофе и стояли на улице два часа. С другой стороны – вирус по команде не умрет, значит стоит ждать новых вспышек? Или как? В ресторане же сидишь в закрытом помещении долгое время. В маленьких магазинах, вероятно, полегче – посетителей мало, не так долго находятся в замкнутом пространстве. То же самое – в разного типа салонах красоты. То есть, если проблема есть, то она вернется новой вспышкой. Или сработает идея шведов – групповой иммунитет только и сможет нас защитить.

Но что делать предпринимателям? Приток средств сократится. Кроме того – провалены большинство цепочек поставок, особе6нно если это импортный товар.

Продукты восстановятся быстро – почти всё производится в России. А вот в лёгкой промышленности? Все перестроились на маски, шьют их сутками, легко, спрос огромный. Как обратно вернуться в отсутствие спроса? Денег на закупки у розницы нет, проели за время «отдыха». Сейчас уже видны серьезные объемы неплатежей.

Таким образом, добрая часть предпринимателей – кафе, маленькие магазины, салоны красоты – под серьезным давлением. И что им делать?

Опасаюсь, что для многих это станет концом дела. Стандартное действие – снижение затрат – актуально, но по аренде не получится, арендодатели, даже те, которые пошли на снижение ставки на время недокарантина, хотят, наконец, получать свои деньги. Налоги – тут понятно, УСН снизили, но это мало поможет, 3-6 месяцев задержки. Зарплата – вопрос к работникам – как они отнесутся к снижению? Другое дело, что альтернатива – потеря работы в очень неспокойное время.

Как повысить продажи (это второе действие, могущее помочь пройти кризис)? Первое – акцент на своих, мега лояльных клиентах. Мне видится, что они основные помощники бизнесу. Это те, кто не будут за сто рублей гонять по городу в поисках скидок, купят просто для поддержки, то есть сделают жест поддержки. Второе – попытаться создать условия для появления новых покупателей. Сейчас будет достаточно людей, которые изменят свои предпочтения вследствие кризиса. Переход по ценовым категориям, по группам товаров и т.д. – вот здесь можно поработать. Они редко становятся приверженными, это такие «летуны», но сейчас не до сантиментов. Вероятно, можно поискать ещё несколько групп людей, которые могут стать новыми клиентами. Я всегда предостерегаю от одного действия для этого – от скидок. Опасный ход, который может просто отсрочить смерть дела. Хорошо, если есть запас для скидок, это не сжигание запасов для выживания, тогда как инструмент можно попробовать, помня, что придется как-то потом выходить на прежний уровень цен. А вот сжигать товар, не зарабатывая – это путь к самоуничтожению. Ну или к смене сегмента. По ценам одно замечание. Менять цены сейчас – вполне обосновано, рубль прыгает туда-сюда, аргументов, что он будет в том же коридоре, как сейчас столько же, что он обвалится. Точно одно – рубль не укрепится никогда до тех пор, пока не перестроятся наши монополии и наше ворье начнет зарабатывать внутри страны. Произойдет ли это? Сомневаюсь. Воспроизводство элит идет по накатанному сценарию, поток предателей не прекращается.

Добавить комментарий