Если попробовать набросать ассоциации к слову «мода», то скорее всего одним из первых у каждого выскочат слова «новая» или «современная». Можно сказать, что мода – это вечное течение воды по кругу, вечное возвращение нового. Каждый раз вода новая, но она по сути та же вода. Присоединяюсь к исследователю моды из Норвегии Ларсу Свендсену в его идее, что без понимания моды невозможно понимание современного мира. И, в данном случае, в первую очередь я говорю об одежде. Приезжая в любую страну вы сразу окунаетесь в атмосферу культуры этой страны, которая транслируется через внешний вид её обитателей. Да что там страна! Просто переехав из старого Купчино на улицу Рубинштейна вы сразу можете отметить разницу в культурных кодах, передаваемых обитателями схожих по форме и глубоко разных по сути заведений двух этих районов.
Мода по обыкновению оказывает влияние на отношение человека к самому себе, к окружающим, к миру. Опустившегося человека мы сразу опознаем по его одежде. Мы мгновенно формируем свое мнение о «девушке из инстаграма», «парне в спортягах» и т.д. И при ближайшем предъявлении миру всей сутевой конструкции души этого человека нам очень сложно избавится от этой первой идентификации с серией шаблонов, социально выстроенных в наших представлениях о мире.
В предъявлении к опознанию социумом себя человек также сталкивается с оценками «по одёжке». Знаменитая фотография Пола Гаскойна, где он в пальто на голое тело вышел за алкоголем, сразу затмевает его же знаменитую фотографию с футбольного поля и его подзабытое предъявление миру через действия на футбольном поле. Можно конечно говорить, что разные контексты и на фото запечатлен пьяный человек, а не «как-то одетый человек», но помня высокий уровень выражения вкуса в одежде у Гаскойна, можно всё-таки утверждать, что изменения в одежде связаны с изменениями в душе.
Таким образом восприятие через одежду часто является доминирующем и подавляет реальные действия человека. Именно об этом я говорил, когда интуитивно переиначил слоган в форму, которую озвучил много лет назад «Да! Провожают по уму, но встречают-то по одёжке!». Ведь до препарации ума можно не дойти вследствие неразумного внешнего предъявления. Яркий пример – из HR-опыта многих коллег. Очень часто интервью по сути заканчивается после оценки внешнего вида соискателя вакансии.
Есть красивое выражение, что мода — это вечное возвращение чего-то нового. Т.е. этакий водоворот, который может увлечь в свою воронку не утруждающего себя размышлениями индивида. И мы часто наблюдаем, что происходит с увлеченностью трендами: то весь город топает по асфальту жёлтыми ботинками, то кроссовками с баллоном и плевком разных расцветок, то вдруг целый пласт молодёжи начинает носить «оверсайз» — одежду на несколько размеров больше или намеренно гипертрофированных форм. И в результате ответ на вопрос – «а имеет ли одежда отношение к созданию индивидуальности?» переходит в разряд саркастических усмешек. Я помню, один случай, когда «трендсеттеры» современности чего-то обсуждали по стилю и говорили, что Supreme это индивидуальность, выделение из серости. На что один из собеседников резонно ответил: «Ребята, нас пятеро, и вы вчетвером стоите в пятипанельках одного цвета от Supreme. О какой индивидуальности вы говорите?»
Если коснуться вкратце Supreme, то следует задать себе вопрос – как расценивать совместную работу нишевой (в былые времена) стритовой марки с гламурным кичем от известно сумочного бренда? На мой взгляд, это пошлость и размывание концептов, рожденное в изнеможденных кокаином мозговых отложениях гламуристов и ре-транслированное за посул больших денег владельцам культовой (в узкой среде) марки.
Это же старая история – сделать упор на узкую нишевую аудиторию для получение дивидендов совсем в другом месте, создание лояльности в субкультуре, инфоповод для изданий, которые иначе бы никогда не написали о сумках для глупцов и т.д.
Является ли этот маркетинговых ход частью философии моды? Нет. Это манипуляция сознанием масс, цели манипуляции – привести объект к нужному результату. Цели философии – вскрытие глубоких оснований структуры феномена и исследование её для изменение своего восприятия мира и, в конечно итоге, познания себя.
Немного отойду в сторону с философским рассуждением. Императив «познай себя» приобрёл известность благодаря Декарту. Хотя именно об этом говорил устами Платона Сократ – «познай себя, и ты познаешь весь мир». У Декарта есть слабое место в его теории, подвергшееся критике многих философов, но при этом принимаемое многими до сих пор как правило. Он говорил, что есть метод и с этим методом можно познать всё. Большинство современных мыслителей сходятся в мысли, что никакого метода нет, метод создается в процессе изучения. И если делать следующий шаг, то очевидно, что «познать себя = изменить себя».
Если вернуться к моде, то изучение моды и пропускание её через фильтр собственной индивидуальности – есть способ познания и значит изменения себя. На эмпирическом опыте мы все это видели не раз, никто и спорить не будет, что кардинальное изменение стиля в одежде или предпочтений в музыке меняет человека до неузнаваемости. Однако на уровне размышлений вывести это достаточно сложно, трудно признать, что короля танцует свита, что бытие определяет сознание, а то как человек одет или что он ест — определяет его структуру личности.
А вот не согласен! Пример С Гаскойном нелогичен, на мой взгляд.
На последних фото я увидел мужика в домашнем халате ( какое пальто, Евгений?), вылезающего из такси . За догоном в ближайший супермаркет приехал дедушка. Пьян, скорее всего. Человек пьяный способен и не на такое. Таких выходок у всяких селебрити полон интернет.
А завтра, возможно, он во фраке на приеме у Королевы. Такой вариант вполне возможен. Ну и чего такого, что он в халате яйца засветил ? Королева не будет оскорблена, она принимала у себя и не таких чудаков.
При чем здесь одежда ?