Индустрия одежды-обуви или алаверды Вуди.

Жара расплавила мозг и уменьшила объем памяти в моей голове. Я забыл написать заметку, которая пришла на ум после прочтения №4 SneakerFreaker Russia. А читал я этот номер в «Сапсане», возвращаясь из Москвы с Faces and Laces. Сначала отложил до возвращения из Берлина (точно знал, что эмоции после Bread and Butter будут иными, чем после Faces & Laces). А потом просто забыл. Спасибо читателю с ником «АмидАмид» за напоминание.
Понятно, что почему популярен или не популярен Найк меня не трогает. Этаким Стержнем, Генеральной (и гениальной) Линией номера является статья Вуди «Айфон как убийца индустрии кроссовок». Если кто не читал — непростительно! Это статья умного, но не заумного человека, оперирующего не экономической словесной белибердой, а простыми, но наполненными глубокого смысла, оборотами и словами. Вы помните статью про независимые магазины? Я сначала написал эту, а потом перечитал старую. Как же мало поменялось!

Что мы выносим из этой статьи? На поверхности — блин, цены вырастут! Копнем глубже?

Сразу оговорюсь, чтобы не было этой ахинеи — «жалуется», «опять ноет» и т.д.

Финансовое положение моих проектов Event и Zefear намного лучше, чем у многих других. Прежде всего потому, что не взирая на великолепную кредитную историю, несколько лет назад я отказался от кредитов и уже очень давно у меня нет долгов. ВООБЩЕ. Также потому, что практически всю работу я выполняю сам (кроме непосредственно работы в магазине) и это позволяет существенно сократить расходы на бухгалтеров, манагеров, директоров и т.д.

Другое дело, что уровень доходов в этих проектов абсолютно меня не удовлетворяет и занимаюсь только потому, что нравится.

Теперь второе уточнение. Независимый магазин — это тот магазин, который создали на СВОИ деньги основатели.

Это НЕ подразделение сети магазинов с финансовым, договорным и человеческим ресурсом за спиной и НЕ проект, подпитывающийся безумными деньгами и огромным рекламным бюджетом. Был такой один уже — Веб-спорт.

Именно о таких независимых магазинах постоянно пишет Вуди и именно эти магазины являются душой индустрии.

Вы обратили внимание, как тонко всю проблематику отрасли Вуди очень четко замкнул на независимые магазины? Как он исподволь подводит читателя к мысли о том, что правильно бы делать выбор в пользу маленьких магазинчиков при совершении покупок, а не стараться найти подешевле в сети или на распродажах?

И это при том, что рекламодатели журнала — крупные бренды, он не может говорить о них что-то плохое (в отличии от меня). Он и не говорит, он мягенько, между строк, упрекает…

Не заметили?

Пожалуйста!

Сокращение выпуска новых оригинальных релизов.

Удешевление производства примитивным способом — сокращение расходов на новые разработки и ухудшением материалов.

Зацикливание на китайском рынке производства. Как вам намек на то, что есть и другие страны с дешевой рабочей силой? В конце концов бизнес модель Найк (производство массового продукта на дешевых азиатских рынках) хоть и загибается, но может еще продержаться несколько лет за счет переноса производств в другие азиатские страны. Перенос в Африку невозможен просто потому, что черные ребята патологически не хотят работать. Арабские же страны весьма нестабильны.

Китайское производство перестало быть дешевым. К тому же китайцы не считают чем-то зазорным обмануть. Если не налажен контроль на самой фабрике, ты можешь получить непредсказуемый результат по качеству, цветовой гамме или размерам. Китайцы не считают зазорным делать подделки. Другое дело, что Западная Европа или СЩА не видят этих подделок. Весь этот шлак сваливается на страны «третьего мира», к коим мы несомненно относимся в плане рынка одежды-обуви.

Из Китая надо уходить. Пример Carhartt, которые перенесли производство джинсов в Тунис очень показателен. Не взирая на общемировое повышение цены на сырье, цены на джинсы Carhartt практически стоят уже какой год на месте.

Что касается примера Вуди про фабрики бытовой техники, то да, все верно, там и платят больше и условия труда лучше. А почему? Чего не копнуть глубже-то?

1. Практически во всех странах Европы (как и у нас впрочем) независимые магазины бытовой техники УНИЧТОЖЕНЫ. Остались только сети. Причем и у них все не радостно. Не буду приводить примеры, просто поверьте — все совсем не позитивно. Кто-то закрыл оптовый отдел, кто-то свернул розницу. Пытаются выдержать объемы продаж понижением цены, маржа падает, многие даже мелкие региональные сети едут в Китай для создания собственных брендов. Т.е. убирая звено дистрибьюторов-оптовиков. Помните? Дистрибьюторы как кусок трубы.

2. Компании по производству бытовой техники и электроники вкладывают  ОГРОМНЫЕ деньги в новые технические разработки. О гонке смартфонов, планшетов, компьютеров все знают. А как вам последняя новинка — вентилятор без лопостей? Просто кольцо, а из него дует воздух. И этого много!

3. В нашей стране практически все сети «оптимизируют налоги» (пишу в кавычках чтобы не нарваться на иск — я имею ввиду именно то, что вы подумали). Налоги у нас не приятные для бизнеса. Но «оптимизировать» их под силу только богатым компаниям.

Должна прийти новая бизнес модель. Также как и на финансовом рынке. Финансовая модель основанная на стимулировании сбыта рушится на глазах, как бы все это не кончилось совсем плохо. Но это тема другого разговора.

Если посмотреть на взаимодействие цепочки: владельцы марки — дистрибьюторы — розничные продавцы, то сразу можно выделить один аспект, который необходим для успешного функционирования этой системы — ПРИБЫЛЬ. ВСЕ должны зарабатывать! Для этого необходимо совпадение путей к достижению этой цели. И тут начинаются проблемы. Проблемы в несоответствии необходимых объемов продаж с возможностью обеспечить эти проблемы. Тут выбор за дистрибьюторами (в смысле распространителями) — идти ли в сети или работать с маленькими магазинами.

Хочу опять вернуться к примеру с бытовой техникой. Несколько лет назад дистрибьюторы пошли на поводу у сетей и сконцентрировали свои усилия на реализацию через них. Сейчас они стоят раком и ВЫНУЖДЕНЫ танцевать под их дудку. Зато каждый крупный ритейлер имеет свою марку бытовой техники.

Скажете пример не из той  оперы?

Скейтбординг. Несколько лет назад пошла волна — скейтеры стали кататься на бланковых досках, все магазины стали заказывать свои доски и продавать дешевле (без дистрибьюторов-то). В 2007 году у моей Agonia было 17 дизайнов дек в коллекции и все железо для скейта. Сейчас весьма успешны (по слухам) Абсурд, Юнион, Ребел. Все московские скейтовые марки. А крупные досочные марки держаться только за счет дешевого и самого массового американского рынка. Да и то, не сильно устойчивы…

А что вы скажете про Loading? Два года на рынке, а продажи больше чем… ладно, проехали. Если бы они были не просто продавцами фейка по своему мозгу и изменили подход к маркетингу, то уже сейчас были бы на пару шагов дальше.  Там нет огромных денег, вполне внятные вложения.

Вы понимаете к чему я клоню?

Думаете отнять кусок у Найка будет невозможно? А если бы кто-нибудь сказал полгода назад, что США грозит дефолт — поверили бы?

А могли бы вы поверить лет 5-7 назад, что в Питере будут заводы Тойота, Ниссан, Форд, какие там еще?

Эй, деятели из скейт индустрии! Кто из вас мог в 2006 сказать, что в 2008 рынок рухнет?! В августе 2007, когда я поднял панику и имел серию разговоров в Москве и Питере — все посмеивались надо мной. Типа, боишься конкуренции. Ну! Есть смелость? Признайтесь — вы же все это читаете! Скажите хоть кто-нибудь открыто — «Я был не прав.»

Все изменится. И судя по последним событиям в мире, процессы стремительно убыстряются.

И напоследок два обращения.

1. К дистрибьюторам.

Вернее к тем, кто вложил свои деньги в это дело. Потому что в 95% случаев, когда принимают решения менеджеры не вложившие своих денег в проект, они принимают СТРАТЕГИЧЕСКИ не правильные решения.

Отступление. На днях разговаривал с парнем, который делал некоторые статьи для этого блога (это не Вася Корф, который пописал месяц посты, прощупал ситуацию, а потом создал онлайн портал по продаже стоков из Европы). Так вот, этот парень мне сказал: «Я часто вспоминаю, Женя, твои слова: «Ты меня поймешь меня, только когда вложишь свои деньги.»  Я сейчас это понял.»

Так вот, господа совладельцы бизнеса!  ВСЕ крупные-ли, мелкие-ли сети, рано или поздно вас «кинут». Они создадут свой бренд или найдут другое решение. Недаром же так любимый многими «Крупный» бренд подсаживает своих клиентов на отсрочки-кредиты. Опять же не хочу нарваться на иск.

Только независимые магазины могут быть лояльны и по-партнерски преданы. Пример мировых знаменитостей-магазинчиков не воодушевляет разве?

2. К покупателям.

Хотите, чтобы существовали независимые магазины? Приходите и покупайте! Иначе останетесь один на один с онлайном или масс-маркетом.

Другими словами, вам нравится Event или Zefear? Приходите! Нет денег? Ерунда! Во-первых сто рублей на ручку или двести на СникерФрикер всегда найдется, во-вторых — просто поддержите морально, поговорите, задайте продавцам вопросы. У них уже мозг атрофировался от безделья! Будьте благородны — спасите людей!

 

7 комментариев

  • «В штатах, кстати очень развита поддержка локальных магазинов, парикмахерских, кафетериев. Один мой друг, живущий сейчас в НЙ, говорит что каждое утро большинство локалов выбирают «независимые» кафешки, даже не смотря на то что в старбаксе дешевле, так же и со многим другим. У нас же пока нет этого, это факт.»
    Пока до наших людей это дойдёт гиганты съедят малый бизнесс вообще…

  • Денис. Это не только в США. Везде в «старой» Европе так. Я же всегда болтаю со всеми. Так есть люди, которые по 30 лет ходят в одну кафешку. Да почитать любую классику — везде кафе рядом с домом — участник сюжета. И с магазинами похожая тема.

    Фотт. Не готов согласится по сетям. Заходишь в любой ТЦ — один набор арендаторов. Тем более масштаб тут не причем. В бытовке малые сети (10-15 небольших магазинов в регионах) выходят в Китай.

  • Параллели c сетями электроники проводить совсем не верно, поскольку всё-таки в России достойных одежных сетей в принципе нет и не предвидится, я имею ввиду бизнеса масштаба Стокмана. Но что-то в твоей мысли в любом случае есть.

    А вот то, что поддерживать нужно людей, которые делают своё дело честно, хорошо и с душой – это да, это правильно! Кстати, это и не только одежды касается. Я, например, в Гинзу не ногой, стараюсь кушать в индепендент )))) едальнях, жаль что их мало хороших, вообще мало в России хорошего и по-настоящему на уровне Европы/Сша/Японии, а если и есть, то обычно это достаточно дорого.

  • Да, про подделки согласен. Нам, в столицах, зачастую и невдомёк, что в стране происходит. И в плане подделок тоже самое.
    А касательно Дижнс Кархаррт — чтож, они ещё несколько очков в копилку заслужили.

  • В штатах, кстати очень развита поддержка локальных магазинов, парикмахерских, кафетериев. Один мой друг, живущий сейчас в НЙ, говорит что каждое утро большинство локалов выбирают «независимые» кафешки, даже не смотря на то что в старбаксе дешевле, так же и со многим другим. У нас же пока нет этого, это факт. Конечно закон рынка диктует свои правила, а именно большие пожирают маленьких и средних, покупают их. У крупных игроков есть деньги, у них своя кредитная история, они так же могут просто выпустить акции на рынок. Все придет к тому что останутся только крупные сети, корпорации и тд. А про доллар и дефолт можно сколько угодно рассуждать, толку то. Как ОНИ захотят так и будет, нужно будет уронят его, не нужно введут еще куда войска или вон в Италии с Португалией устроят кризис. Думаю не тот это блог, что бы все это обсуждать)

  • Дима, но для США и Европы это скорее исключение, а не правило как у нас.
    По Кархартт — да именно так. На джинсы цена поднимется на пол-евро, а на куртки и футболки — 10-25%
    Работники — самый сложный вопрос, всегда это подчеркивал.

  • Женя, немного комментариев.
    По мелочи — что Европа и США не видят подделок. — Видят. Уже не раз выкладывали видео о магазинах с подделками в Штатах. Я сам бы в магазине подделок кроссовок в Гааге,причём, не топорных, а таких, на уровне.
    Про производство Кархарта в Тунисе: Ты пишешь, что цены держат, но буквально парой постов раньше вроде как жаловался, что поднимают всё-таки цены. И не на 5%. Или Джинсов это не коснётся?
    Касательно обращения к дистрибьюторам: опять вопрос наёмных менеджеров — это очень большая проблема, но, иногда, когда у Тебя уж очень большой бизнес, сложно контролировать всё самому. Нужно тренировать кадры. Что тоже сложно.
    В остальном, скорее соглашусь, конечно. Особенно касательно поддержки. Сам сейчас хочу на этом внимание заострить в своих проектах будущих.