Две заметки, одна другой старее. О Моде…

Одна заметка — прошлогодняя, это первая часть поста. Вторая — от 2010 года. Сравните стиль изложения — немного изменился, правда?

Я читаю книгу известного архитектора конца 19 — начала 20-го веков Адольфа Лооса, который кроме архитектуры много писал и моде. Занимательные эссе, хочу вам сказать!
Книга называется «Почему мужчина должен быть хорошо одет». Сразу вспомнил своё эссе «Кто виноват, что русские мужчины плохо одеваются». Серьезные отличия в подходе к вопросу, согласитесь? Между прочим, при вводе в поиск последней фразы у меня выдача на первой позиции.
Заметка написана мною в 2010 году, скоро как 7 лет минует. Сам с интересом прочитал. Структура нынешней заметки будет такая: сначала я расскажу о Лоосе и его мыслях, затем дам текст той моей заметки, чтобы вам не искать её. Но может быть имеет смысл и сходить по ссылке, там интереснейшие комментарии, прямо-таки рассуждения серьезных мужчин! Ничего себе читатели были, я уже и забыл. Надо возрождать традиции.

Итак, о Лоосе.
Его идея состоит в том, что необходимо выдавливать из себя холопа. И проявляется холоп, в том числе, через одежду. Адольф пишет это рассуждение в 1898 году на примере австрийских крестьян и венских модников, над которыми нещадно стебётся. Через одежду человек «проявляется» в бытийности или даже «предъявляется» миру. И Лоос как раз пишет о том, что повально происходит сейчас — безосновательном предъявлении. Когда человек, показывая картинку внешнего вида — предъявляя миру форму, не наполняет её содержанием, то получается пшик и на месте человека возникает пустота. Вернее тело есть, вот оно стоит, одето в модные шмотки из галереи, а Души нет, нет наполнения Разумом, понятийностью, ценностями и убеждениями. И тогда получается, что можно одевать селведж из юникло — «какая разница, тоже селведж, только стоит дешевле«, футболку из ХандМ — «а чего, нормальный принт, чего тут париться?«. И можно «комбинировать», как говорят многие «модные трендсеттеры» — пиджак из дорогого бутика, а брючки чёрные из Зары. «Так вся Европа ходит«. Эти слова я не придумываю, все их слышал от знакомых, от друзей, от знаменитостей в тех или иных СМИ.
Лоос говорит о внутреннем состоянии, которое передается в одежде. «Внешне мы выглядим вполне сносно, даже можем потягаться с другими народами. Если одеваться у лучшего венского портного, можно сойти за цивилизованного европейца на лондонской, нью-йоркской или пекинской улице. Но если сбросить верхнюю одежду и, не дай бог, остаться в нижнем белье, тут же выяснится, что европейское платье мы надеваем лишь как маскарадный костюм, а под ним всё ещё носим национальный наряд».
Проводя линию рассуждения с акцентом на бельё, он однако говорит о том, что «управляющие умами» стремятся сохранить «за крестьянином клеймо холопства». Шикарная метафора сегодняшнего дня!
Огромное количество модных тенденций в мире (в России лишь в частности) состоят именно в сохранении клейма холопства на людском челе. Все эти веяния спорта в модной индустрии — принимаются под давлением выходцев с окраин, которые безжалостно, с яростным напором варваров, отвоёвывают свои места под солнцем, неся при этом кишки провинции на золотом подносе прогресса. Примеры? Не сложно. Посмотрите, сколько марок, ранее приличных, начали заигрывание с чавизмом — имя им вредандбуттер! Но и те марки, которые пытаются сохранить самоидентичность, не всегда удачно работают над своим имиджем. Самый распространенный путь — повышение цены. Ценой пытаются отсечь нищебродов. Это колоссальная ошибка, это ошибка концептуальная. Нищеброд живет внутри человека, это состояние, не зависящее от благосостояния. Это состояние не зависит от того, сколько человек зарабатывает, есть у него деньги или нет. Это вообще из другой плоскости. Это зона уважения себя, принятия своей идентичности, взращивания в себе субъекта. Это есть философская категория, свергаемая в подземелье модной индустрии кокаиновыми prince of fashion.
С другой стороны — в опоре на сооруженный кем-то конструкт реальности легче жить, легче принимать решения. Вот говорят сейчас про возвращение тренда бархатной ткани в мужской одежде, о слиянии женской и мужской моды. Во-первых, говорят это члены и сочувствующие гомосексуальному мировому лобби. Во-вторых, вероятная цель этого потока словесных интервенций — отсечь бОльшую часть людей от «элитарных модных течений». Не хотите бархат — носите спортивные штаны, это допустимо в современном обществе. И манипулируемые таким образом массы эмоционируют, реагируют, а делают то, чего и добивались манипуляторы. Массам легче — есть от чего оттолкнуться. И легче прежде всего потому, что выдавить из себя холопство сложнее, чем протестовать и скрыть это холопство через протест.
И как не крути, возвращаемся к умению мыслить, к привычке делать это структурно и регулярно. К осознанию того, что вонючие носки или грязное бельё — это и есть проявления тебя, что действие на одном уровне системы, есть видимая деталь проявлений на всех уровнях, является так называемым паттерном поведения. Как говорил Лоос: «Функция определяет форму». Он относил это изречение к архитектуре, но как он ложится на деятельность человека!
В завершение — забавная цитата из книга Лооса про трикотажное бельё и немцев:
«Впрочем, трикотажное бельё хранит в себе большую опасность. В сущности, оно предназначено только для тех, кто моется по собственной воле. А многие немцы рассматривают ношение трикотажного белья как охранную грамоту, освобождающую их от обязанности мыться. Ведь все изобретения, которые должны исключить стирку, идут из Германии. Из Германии пришло целлулоидное бельё, фальшивый пластрон (узкая полоса ткани на шее с остроугольными концами, обычно из светло-серого узорного шёлка, предшественник современного галстука — EL), галстук с пришивной манишкой из того же целлулоида. Из Германии происходит учение, согласно которому мытьё не слишком полезно для здоровья и одну трикотажную рубашку можно носить годами — пока окружение не наложит на неё строгий запрет. Американец не представляет себе немца без ослепительно-белого, но фальшивого пластрона. Доказательством тому служит каррикатура на немца, растиражированная американскими комиксами. Немца узнают по краешку пластрона, выглядывающему из-под жилетки. Если верить американской каррикатуре, фальшивый пластрон носит только человек второго сорта, бродяга с большой дороги, tramp«.
Меня сначала восхитила аналогия с фамилией президента (подумаешь, всего одна буква не та), потом решил, что замечание другого феномена значительно интереснее. Американцы на рубеже 20-го века смеялись над «фальшивостью» немцев, а сейчас это, пожалуй, самое фальшивое сообщество в мире. Назвать их нацией не поворачивается язык, это сброд со всего мира потомков преступников и проходимцев. А может быть они потому и смеялись, что тогда были такими же, но в чужом глазу, как говорится…
Хорошего вам воскресенья!
—-
Заметка от июля 2010 года.
———————
Кто виноват, что русские мужчины плохо одеваются?
EL: Женщины.
Вот мой ответ на этот вопрос. Начал писать эту заметку до поездки на Bread and Butter в Берлин. И правильно сделал, что заканчиваю сейчас.
На ЛАМе в кои века поднята важная тема:
Там много мути, круглый стол, на мой взгляд, был слабо подготовлен. Я предлагаю уважаемым посетителям нашего блога свой взгляд на эту ПРОБЛЕМУ.
Первое. Большинство мужчин в России не только отвратительно одеваются, они выражают подчеркнутое пренебрежение к одежде. Мужик должен быть могуч, вонюч и волосат — этой сентенции уже не один десяток лет.
Второе. Причин как всегда много. Это и недостаток денег, и дороговизна, и засилье сетевых магазинов где продается одно и то же и т.д.
Главная же причина, на мой взгляд — женщины. Вернее, их доступность. Исходя из того, что мужиков катастрофически не хватает из-за наркоты, алкашки, комплексов, женщины цепляются за любого мало-мальски достойного и тут уже не до изысков в одежде. Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны — еще одна старая «мудрость».
Получается, что девушкам нужно нравиться, а мужчине совсем не обязательно прилагать какие-либо усилия к этому. Не бухарик? Финансово обеспечен? Не парься — возьмут тепленьким вместе с растянутой майкой, шортами натянутыми выше пупка и носками в сандалиях.
Вопрос доступности наших женщин — другая тема. Мне лично это конечно нравится, но, как всегда, у медали две стороны.
Вот пример. Сидели мы как-то в Де Фе. Там праздновала день рождения девушка. Был девичник, мальчики подтянулись позже. Так вот девочки — разные, светлые и темные, из состоятельных семей и не очень (по одежде можно определить). Но все очень секси, одеты в платья, на каблуках, на прическах — любо-дорого посмотреть. И вот начали подтягиваться ребятки. Это катастрофа! Ужас из деревни Кукуевка. Колхоз «Светлый путь». Я даже описать ЭТО не могу, парижские клошары лучше одеваются.
Все, занавес.
На улицах очень часто встречаются пары — очень даже ничего одетая девочка и фраерок в спортивных штанах и штиблетах-туфлях. Это видят все, просто привыкли и не обращают внимания.
Поехал в Берлин на выставку. На пати-открытии в программе был футбол: полуфинал Уругвай-Голландия. Более 3000 человек, большинство мужчины. Одеты на все вкусы: строгая простота, хипстер-стиль, скандинавский стритвир, азиатская небрежность, в общем все что душе угодно.
Те кто бывал в Европе, обратил наверное внимание на то, что женщины там ужасны. Увидеть на улице красотку шансов мало (и скорее всего будет соотечественница). Поэтому, чтобы завоевать красивую, достойную девушку надо выглядеть изыскано или подчеркнуто стильно. Помните? Провожают по уму, но встречают-то по одежке!
У нас нужды «расправлять павлиний хвост» нужды нет. Девушек красивых огромное количество, сами падают в объятия. Вот и одеваются богатые люди во всякое дерьмо из масс-маркетовских магазинов.
Тут мне сказали, что в одной сети спортивных магазинов заказ достигает до 10000 пар на цвето-модель. Понимаете что это значит? ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ОДИНАКОВЫХ КРОССОВОК В МОСКВЕ И ПИТЕРЕ. Чем не инкубатор?
Постоянные читатели и гости — пишите! Хочу знать Ваше мнение. Все комменты без мата и оскорблений будут опубликованы.
—————————————
Той статьи на лукатме нет уже давно, а лукатме-то жив? Вкратце — там несколько «модных» парней в рваных джинсах и футболках рассуждают о моде. Помню, что все практически были менеджерами разных компаний. Кажется были из Фотта, Джамилько, дальше не помню.