Жиганы, урки, шпана, чавы и мода.

Провожают по уму, но встречают-то по одёжке!

 

Все, кто внимательно читает этот блог, знают мое мнение — одежда является средством идентификации. Как в РЛС (радиолокационная станция): «свой-чужой». На моду оказывают влияние разные сообщества, официальные и не официальные общественные объединения. Примеров — масса.

Форма колледжей и университетов в США.

Форма из гольфа, тенниса, футбола.

Байкерские группировки и рокеры.

Сексуальные меньшинства.

Дресс-код в банках.

Панк и другие направления в музыке. Гранж от Курта Кобейна как вариант сильного влияния всего одного человека.

Я же хочу порассуждать о влиянии воровской моды на моду вообще.

Не буду ничего говорить о загранице — влияние «ТАМ» настолько очевидно, что даже не интересно. Стиль одежды этнических группировок в США задал тон в моде еще в начале прошлого века. Ниггерские банды и их прикид просто доминируют в мотивах коллекций огромного количества марок.

Стиль итальянского маффиози — картинка с обложки и идея многих итальянских коллекций.

Про стиль от английских бандитов, лондонских чавов даже фильмы снимались. Кстати, «чавы» — «шпана». Т.е. именно те люди, кем и являются многие жители спальных районов и маленьких городов. Только прошу не путать с «гоп-сексуалами». Спортяги (спортивные штаны) и кроссовки (причем не важно, найк или нью бэланс) — признак «гоп-сексуалов», а не шпаны.

Итак, какое влияние оказала мода уголовная на моду общую?

На мой взгляд, весьма существенное.

Воровская мода зародилась в 20-е годы прошлого века, когда весь уголовный мир разделился на «урок» и «жиганов». Урки — это авторитетные уголовники (тогда еще не было понятия «воров в законе»), чтившие уголовные законы, которые требовали жить скромно, не выпячиваться. Жиганы же — это молодые и дерзкие бандиты, выкормыши НЭПа, жившие на полную катушку, щеголявшие в модной одежде, гулявшие в ресторанах и т.д. «Жиганить» — оттуда и пошло это известное всем слово, означавшее «щеголять». Одним из самых известных воров этой новой формации был Ленька Пантелеев.

Урки были как бы частью своего народа, они вышли из народа. Всем известен факт, что после коммунякской революции в 17-м, воры встали на сторону «революционеров». Те так засрали мозги своей агитацией, что даже продуманные воры купились на эту байду группы мразей, 90% из которых даже не были русскими. В отдельных городах воровское сообщество даже принимало решение не воровать при новой власти, а рабочие собирали им «на жизнь». Идиллия продлилась не долго, но советская власть до определенного времени (где-то до 50-х) относилась к уркам достаточно снисходительно.

Однако говорить, что урки были убого одеты не приходится. Вы помните образ Промокашки из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»? Как не пытался Говорухин зачмырить образ вора, надо было как-то блюсти аутентичность.

Так и выглядели урки: сапоги в гармошку (прохоря), заправленные в них брюки (чиносы кстати), пиджак, шарф на шее (какой умник может употреблять выражение «этот гейский шарфик»?) и неизменная кепка-восьмиклинка с маленьким козырьком (малокозырочка).

Простой прикид, да не очень. Прохоря всегда блестели, брюки в отличие от военных галифе были не широкие, шарфик повязан определенным образом, кепка на загривке, фикса и папироска в зубах — несомненный шик и привлекательность в этом образе была.

Прохоря воспеты во многих песнях, это такой важный атрибут правильного вора.

Согнали как-то на централ воров в законе,

мочились суки в прохоря в тюрьме и зоне.

А потому что там где вор — скощуха зеку,

блатному урке и простому человеку.

(М. Круг)

Жиганы же — первые модники уголовного мира России. Получилось так, что в их ряды влились матросы из Кронштадта, которых не убили красные. Они отсидели несколько лет и вышли на волю с ненавистью к коммунякам и своим взглядом на внешний вид — тельники, клёши. Так как фотографии в то время были редкостью, да и не любили воры сниматься, то образов созданных уголовными стилистами практически не осталось, мы можем судить об их внешнем виде только по куцым обрывкам информации, да художественным фильмам.

Точно установлено, неопрятный и не стильно одетый вор — абсолютно не реальная история в те времена. Объяснялось это просто. Идеологи воровской идеи во время долгих отсидок правильно рассудили, что одно дело, когда им противостоят «мусора», а совсем другое — когда их ненавидит весь народ. Необходимо было создать образ «правильного вора», «жизни по понятиям». И одной из граней этого образа был внешний вид. Он должен быть воодушевлять не окрепшие молодые умы, вербовать в свои ряды новых членов, создавать атмосферу «понимания» — «Ну а как еще? Не украдешь — не проживешь».

При всеобщей бедности, лощеный вид жигана притягивал взгляды женщин, а успех у женщин добавлял очков в глазах мужчин. Молодежь пыталась подражать воровскому прикиду, потом молодежь вырастала, а привычка оставалась. Так мода на клеш, изначальна пришедшая в стан жиганов от матросов пришла в массы и стала в 60-е модой стиляг. Малокозырка и восьмиклинка в почете у огромного количества парней с района до сих пор.

К концу 30-х годов урки победили жиганов, но желание выделиться уже не пропадало.

Далее был долгий период, война, сучьи войны, уничтожение воров в зонах, борьба с понятием «вор в законе». Это понятие зародилось в 30-е годы, есть много версий его происхождения, но сейчас не об этом.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что воровская мода умерла в 60-е годы после массового уничтожения воров властью. Не думаю, что этот так. Просто она стала другой, более примитивной я бы сказал. Появилось большое количество воров с Кавказа, чаще грузин. По статистике МВД, на конец 90-го года в СССР было 33% русских воров и 31% — грузин. Там не все просто было с коронацией, но суть в том, что все вы знаете, что образ кавказского мужчины отличается жуткой однообразностью и убогостью. Темные цвета, остроносые ботинки — верх свободы в гардеробе.

Много воров жило в деревнях. Тогда был такой стиль у урок — жить в частных домах, в пригородах. В центровых ресторанах часто заправляли теневые бизнесмены, цеховики, военные, менты. Компания военных в ресторане во времена СССР — это постоянная картина. Они не6 были нищими, как сейчас. Т.е. воров вытеснили на хазы, малины, в местечковые рестораны. Образ жизни накладывал свой отпечаток.

Пришла мода на спортивные костюмы. Это я уже помню сам. Самые центровые блатняки у нас в Междуреченске ходили в спортивных костюмах Адидас. Причем верхом стиля считался костюм без полосок, а лишь с короной (трелистником) на груди и на бедре. Так вот чуть позже мода на эти костюмы стала массовой. В них стали ходить шахтёры — зарабатывали много, могли купить за 300 рублей на рынке.

Но у нас была Сибирь, холодно. По бедности блатные носили фуфайки (телогрейки, ватники). Но выделиться-то надо было! Модным аксессуаром был мохеровый шарф, чаще шотландский. Он завязывался поверх фуфайки. Достаточно быстро фуфайка вошла в моду, на неё стали даже нашивать норковые воротники.  А шарф стал предметом вожделения многих. Его «снимали» (отбирали), за него можно было огрести на улице и т.д. Потом блатные стали носить танкера — аляски. Сейчас такие куртки называют парками, с мехом — аляски, без меха — танкера.  Это также быстро пошло в моду.

А вспомните этих первых бандитов в кожаных куртках! Ведь потом кожу носили просто все! До сих пор у многих кожаная куртка не вызывает желания ее купить.

Надо отметить, что желание быть «крутым» — нормальное состояние мужчины. Именно желание испытать острые ощущения движет многими действиями многих парней. И главное тут — нащупать грань между куражом, гусарской удалью и грехом, преступлением. Грань эта проходит по Арсенальной набережной вдоль шедевральной кирпичной кладки забора Крестов.

Мода шпаны (или мода лондонских чавов) — это стиль людей, которые следят за своим внешним видом и пытаются выглядеть так, как позволяет им их вкус, воспитание, образование. Самая примитивная категория шпаны — гоп-сексуалы, критерий написал выше.

Поэтому, когда вы читаете в сети рассуждения какого-нибудь умника о невозможности мужественного мужчины выглядеть как чавы, знайте — это сноб, по уровню знаний он почти гений, а по уровню интеллекта (умение мыслить) — гоп-сексуал. Ядреная смесь дает в итоге адепта свега.

Если вы дочитали до конца — вы точно думаете о своем внешнем виде, а значит имеете право одеваться так, как считаете нужным. И вам абсолютно не нужно слушать ни меня, ни кого либо еще, вам можно только получать информацию и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Всем мира, друзья!


 

 

6 комментариев

  • Интересно. Только, насколько я помню стиляги носили дудочки, а не клеша. Погуглите хоть

  • Хорошая статья, Евгений!

    С Днём Рождения, вас!)

  • Я написал, что в 20-е мода на клеш пришла вместе с матросами из мятежного Кронштадта. А в 60-е пришла в стан стиляг. Конечно, нельзя сказать однозначно, что повлияло на ту или иную тенденцию, но нельзя так же не учитывать очень ограниченные возможности народа в СССР к информации о «загранице».

  • Спасибо Евгений за интересную статью.
    Вот интересно Вы написали, что клёши в 60-х стали популярны у нас за счет взглядов тех самых \"матросов воров\", но ведь в 60-х за рубежом точно так же была мода на те же клеши, крайне сложно поверить что это совпадение, а в то что за \"бугром\" решили носить клеши из-за русского варья … крайне сомнительно.

Добавить комментарий