Секс, еда и одежда. «Streetwear от первого лица. Часть 2»

Друзья, это интервью было сделано четыре года назад. Вообще без купюр. Читайте, много занимательных букв. Это анонс серьезного программного материала, который я сейчас готовлю, чтобы было понятно, что мои идеи вообще-то не бред. Сравните с тем, что говорилось осенью 2009 (через год после начала кризиса) и что происходит сейчас. А я пока вытащу из недр первую часть интервью.

 

Мы представляем вторую часть интервью Евгения Лешкова, владельца магазина Event Streetwear и основателя бренда MoonMood (первую часть читайте здесь). В этом разговоре Евгений предсказывает каким должен быть магазин streetwear-одежды в идеале, делится спецификой бизнеса по продаже одежды в России, и рассказывает, что общего между сексом, едой и одеждой.

IMG_8594

Также в интервью приняла участие Мария Лапшина, дизайнер-модельер линии одежды MoonMood.

Как тебе в голову пришла идея открыть магазин Event?

Event Streetwear  наследник моего предыдущего магазина – Zefear. Я сделал множество выводов по итогам «зефирной» истории. Например, по поводу площади магазина – streetwear-магазин не может быть большой площади. Огромные пространства подходят для casual-одежды, масс-маркета, но не для такой темы, как streetwear. В моём понимании философии уличной одежды магазин должен быть небольшим, уютным. Тем более в Питере. Мы не Москва с ее тотальной гипертрофированностью.

Большую роль в открытии этого магазина сыграло место. Это помещение подвернулось мне совершенно случайно, но я сразу понял – это то, что надо. Уж очень место петербургское, с каналом Грибоедова под окнами, с фигурными решётками на набережной.. Как ни забавно это говорить, но я просто не мог удержаться от того, чтобы не открыть там  магазин.

Какие перспективы ты видишь у этого магазина? Другими словами, Event в идеале – каким он должен быть?

 

Идеал такая штука, что достигать его не хочется. Что потом-то делать?IMG_8590

Визуально магазин меняться точно не будет. Думаю, просто нет нужды в каких-то дизайнерских наворотах. Что же касается подбора брендов – в ближайшем будущем я его менять тоже не планирую. Что-то будет меняться, если будут меняться сами бренды, о чём я уже говорил. (см. пример про boxfresh).

Я считаю, что у Event Streetwear огромный простор для развития. Будем работать, удовлетворять публику, удивлять.

Ты считаешь проект «магазин Zefear» удавшимся?

Если смотреть с коммерческой точки зрения, то этот магазин мало чем отличается от других моих проектов. Но вот в плане личного отношения, в огромном и полезном полученном опыте, в сотнях новых знакомств и связей, его трудно с чем-то сравнить.

Самое главное, что «Зефир» стал событием в жизни города. О нём говорили, его знали, в него приходили. Я считаю это своей удачей. Чтобы не быть голословным, примеры. В пиковые дня конкурсов посещение сайта достигало до 1500 человек в день. Именно на стенде Zefear сняло свой сюжет о тату-салоне РТР. Наши друзья из «Афиши» выделили под репортаж о конкурсе Carhartt-Bus разворот (!!!).  Т.е. мы делали много евентов, а потом родился Event.

Ты называешь Zefear своим любимым детищем. Какие чувства испытываешь, когда приходится его закрывать?

Я вообще не сентиментален. К тому же, проект Zefear не закрывается полностью. Считайте, что он приостановлен на время. Когда придёт время, когда я почувствую что рынок готов, то я открою новый Zefear – пока, правда, не знаю где. Словом, не прощаемся. Не могу же я оставить наших девушек без их любимой одежды!

Какие магазины в Санкт-Петербурге ты можешь назвать своими конкурентами?

 

Пожалуй, в той нише, которую я выбрал, прямых конкурентов и нет. Хотя, можно назвать магазин Zing. Эти ребята постоянно пытаются что-то сделать, за что им респект огромный.

Что касается «футбольной» публики, можно сказать о  St.George и F3, но я думаю, что сравнение некорректно. Они, конечно, ребята отличные, но всё-таки с Event Streetwear это совсем разные истории. У них нет постоянных коллекций, торгуют они в основном стоками, с чем, собственно, и не спорят. В конце-концов, это просто другой сегмент одежды — casual.

Сейчас есть планы у сети скейтшопов «Сквот» перейти в сегмент стрита. Но мне кажется, что это их ошибка. Сейчас они отжали бОльшую долю рынка в Питере у остальных скейтшопов, но похоже не так все хорошо, как декларируется. Мы тут недавно разговаривали с П.И. Мартыновым (экс-Квант и Фронтлайн). Он стоял у истоков скейтового бизнеса в России. Мы говорили про Carhartt и сошлись на том, что сила и уверенность этого бренда не в «осваивании» как можно большего количества точек продаж, а в обслуживании СВОЕЙ публики, СВОИХ лояльных к марке покупателей. Не секунды не сомневаюсь, как только Carhartt появится в 10 местах продаж в Питере, интерес к ней угаснет очень быстро.

Женя, а вообще – каково это, быть владельцем нескольких магазинов? В чём специфика этого бизнеса?

 

На самом деле, с точки зрения организации дела он мало отличается от любого рода розничной торговли. Моя знакомая Наталья (она занималась раскруткой торговой сети фирмы Ecco, сейчас  работает куратором выпускников на факультете MBA)  утверждает, что в среде состоятельных людей, с которыми ей часто приходится иметь дело, считается – если человек смог поднять ритейловую сеть, то это действительно хороший бизнесмен.

Тема эта очень сложная и неблагодарная. Проблемы были озвучены не раз: постоянные проверки со стороны государственных органов, дурацкие законы о торговле, и, конечно, нерадивый персонал. Это вообще отдельная и глубокая тема! Трудно найти единомышленников, еще труднее найти человека, который действительно будет рубить в теме на все сто и при этом старательно работать на продажи.

Продавец – профессия не столько тяжёлая, сколько сложная. Каждый день приходится общаться с огромным количеством людей. Не все из них тебе интересны, многие откровенно хамят, а некоторые и вовсе нечистоплотны. И естественно, не всем  удается настраиваться на работу.

И знаешь, что интересно? У меня, понятное дело, сотни знакомых владельцев и директоров магазинов и все в один голос говорят: «Зарплата не может повлиять на работу человека, она может только удержать его на работе»

Вообще, самый лучший продавец – это хозяин магазина. Яркий пример можно увидеть в магазине неподалёку,  «Дань моде» называется. Там продается довольно дорогая одежда от русских дизайнеров. За кассой стоит непосредственно владелец бизнеса, и то, как она общается с покупателями – просто блеск, хоть учебники для продавцов по ней пиши! У меня лично просто бы не хватило на это терпения. И поэтому я очень рад, что сейчас в Event streetwear подобрался очень хороший коллектив. Женя и Ира работают у меня уже несколько лет.

Давай немного поговорим о твоём собственном steeetwear-бренде, появившемся недавно – MoonMood. Расскажи, как вообще это детище родилось на свет и что этому предшествовало?

arkan_img-0419Идея самому создавать и производить одежду была у меня давно. Хотелось сделать что-то новое, то, чего нет у других. Однако, не хватало какой-то «малости» – как именно сделать модели одежды, как это подать, не хватало знаний. И я считаю большой удачей, что на последнем «Дефиле на Неве» мне удалось познакомиться с Марией Лапшиной. Мы долго общались, обменивались идеями и в итоге пришли к решению о производстве вещей под собственным брендом.

До этого Мария делала вещи в сфере fashion, как раз в специфике «Дефиле на Неве». Я же предложил поработать в streetwear-сегменте. Я хорошо в нём разбираюсь, а Мария – умеет делать вещи. «Пилотными» экземплярами стали модели рубашек и брюк, в скором времени мы должны закончить производство первых ветровок.

С какими сложностями довелось столкнуться?

 

Когда я погрузился в сферу производства одежды, то испытал настоящий шок. Проблемы в ритейле — ничто по сравнению с попыткой сделать одежду в России!

Первая и главная проблема – ткани. Нормальных и адекватных по цене тканей в России нет вообще. Приобрести их можно только огромным объемом. Например, на выставке недавно предложили отличную ткань. Интересуюсь – каков минимальный заказ? Ответ меня ошеломил: оказалось, что ее продают от километра. А километр – это, на минуточку, 600 изделий. Расскажите, как же их можно продать? Учитывая, что все вещи в одной ткань и одном цвете… С таким объемом может справиться только масс-маркет типа Top Shop, там где выдается дешевая цена и пол-города (пол-Европы) ходят в одинаковых штанах.

Вторая проблема – найти умелые руки. Многие швеи отказываются от заказа, когда видят такие сложные детали и узлы, как в рубашках MoonMood. Найти тех, кто все-таки согласился реализовать этот замысел, было очень непросто и заняло много времени. Намного легче и быстрее шить фартуки для кафе и т.д.

Скажете, очень сложно? Да, но при этом еще и безумно интересно!

Какую ты ставил перед собой цель, когда начинал заниматься производством одежды под своим брендом?

Цель может быть только одна – заработать деньги. Это вам скажет любой коммерсант. Если кто-то говорит по-другому, то это либо лукавство, либо работа на публику. Если не ставить цель сделать производство рентабельным, то смысла в нём и нет.

А для рентабельности нужно найти оптимальное сочетание затрат на производство, стоимости в рознице и «попасть» в аудиторию – ну, или создать её самому, что сложнее, но в тысячу раз круче.

Несколько вопросов Марии Лапшиной.

Мария, что такое MoonMood для вас, как для модельера и дизайнера?

 

До встречи с Евгением я, в основном, работала в сегменте fashion и high-lux. Те вещи, которые я производила, тут же отправлялись в шкаф. Сама марка была проектом одного  богатого человека, для которого продажи не имели особого значения, ему просто некогда было этим заниматься.

 

Для меня streetwear — новый этап развития в разработке мужской одежды. Мне давно хотелось попробовать себя в новом качестве. Создавать вещи, которых не было ни у кого до этого; придумывать новые сложные узлы, чтобы одежда была интересной – это вызов для моих амбиций как дизайнера.

Единственное исключение – я не хочу заниматься женской одеждой. Я пресытилась ей за годы своей работы и, в конце-концов, мне жалко наших мужчин! Хочется поработать для них.

Как вообще вам удалось приобрести такую нестандартную и интересную профессию?

 

За моей спиной — 6 лет очного обучения в Институте Легкой Текстильной Промышленности, по диплому моя профессия звучит как «художественное проектирование, конструирование изделий легкой текстильной промышленности». Не очень творческое название, правда?

arkan_img-0422 (1)Сейчас я сама преподаю студентам, готовлю абитуриентов для поступления. В своё время много ездила по городам, общалась с преподавателями текстильных ВУЗов, изучала их учебные программы и в итоге разработала на их базе свою программу. Этой профессии отдала больше десяти лет своей жизни.

Как обстоит дело с дизайнерами в Санкт-Петербурге? Можно ли говорить о переизбытке или, наоборот, недостатке людей в этой профессии?

Мария: Дизайнеров у нас достаточно. Другое дело, что им крайне сложно реализовать свои навыки и умения в нашей стране. У них нет опыта работы, нет возможности воплотить свои идеи в конкретные вещи, нет возможности заняться своим ремеслом.

Евгений: Те дизайнеры, которые имеют опыт работы и могут справиться с задачами определенного уровня – все работают исключительно над женской одеждой. Кто сегодня работает для мужчин? Раз, два и обчёлся! Смотришь все эти модные показы, так чтобы найти мужские вещи, стоит очень постараться. Единственное исключение – это Леонид Алексеев.

В чем причина такого положения вещей? Пожалуй, женщины легче расстаются с деньгами (мужскими, ха-ха!). Мужчины, например, не готовы купить вещь и положить её в шкаф до подходящего случая.

Да и вообще со вкусом у многих мужчин явные проблемы. Очень часто видишь такую ситуацию: из хорошей дорогой машины выходит пара. Она – одета отлично и очень недешево, он – в каких-то ужасающих псевдостильных вещах с огромной надписью Bikkembergs на заднице. Некоторые и вовсе не напрягаясь ходят в каких-нибудь джинсах «престижных» турецких брендов вроде Motor – а что, считают они, у меня есть Porsche Cayenne, красивая женщина, что еще вам надо?

Мария: Я думаю, это пример русской – вернее, советской, ментальности.

Какие отечественные бренды одежды вы можете отметить?

Евгений: Фрикаделик. К сожалению, сейчас он мёртв. Это был прекрасный отечественный бренд с хорошим дизайном, материалами, фурнитурой. Они реально заморачивались на мелочах в одежде. На них работал хороший модельер, сейчас она вроде работает за границей.

Их погубило неправильное позиционирование. Я говорил основателю этого бренда – «Если ты будешь продаваться по магазинам, торгующими фейком, вроде «Капсулы», то ты рано или поздно загнешься». В итоге, поначалу «Капсула» делала им объемы продаж, но это довольно быстро закончилось.

Называть марки вроде Extra просто не хочется – это просто простая и дешевая одежда.  Масс-маркет или fast fashion (новое понятие появилось). Поносил пол-года, вышло из моды — выбросил. Почему бы владельцам марки не заняться хорошей одеждой? Вероятно, весь вопрос в цене, которая неминуемо подскочит. А сейчас это коммерчески успешный проект. Привлекает к работе известных художников, диджеев, иллюстраторов и т.д. Их магазин Interactive наверное самый эффективный среди своих конкурентов. Правда торгует в-основном подделками.

Мария: Еще можно вспомнить о F.O.S.P. Но последнее время они работают на госзаказах – шьют одежду для Аэрофлота, РЖД, рабочую одежду.

arkan_img-0460Как рождается конкретная вещь под брендом MoonMood, которая лежит на полке в магазине?

Евгений: Я ставлю Марине определенную задачу. К примеру – сделать модель рубашки с капюшоном, небольшим по размеру, воротник-стойка, защищающий от петербургского ветра. Затем она отрисовывает эту модель, я вношу свои правки в эскиз. Потом – пошивка пилотного образца, примерка.

Мария: Такая простая вещь, как рубашка, в итоге оказывается очень сложной. Здесь множество деталей, многие из них можно сделать только вручную – в России просто нет достаточного оборудования. В итоге эта модель стала очень трудозатратной, больше чем, например, ветровка.

Евгений: Вот очень хочется, чтобы люди при покупке вещи обращали внимание на мелкие детали. Пусть они не так заметны, но ведь именно они передают «душу» вещи и воплощают философию и подход бренда. У нас же предпочитают вещи с огромным орлом во всю грудь.

Кто для тебя идеальный покупатель вещей под брендом MoonMood?

 

Люди, которые сами зарабатывают себе на жизнь и разбираются в одежде. Впрочем, я уже отвечал на этот вопрос, когда говорил о том, что такое для меня streetwear. В бренде MoonMood я воплотил своё понимание этой идеи. Надеюсь, она найдет отклик у покупателей.

Есть ли у тебя какое-то глобальное послание, которое ты бы хотел донести до общественности?

Друзья, одежда — это очень важно! Провожают конечно по уму, но встречают-то по одежке! Я отношу одежду к тем удовольствиям, для получения которых мы работаем и зарабатываем.  Нельзя относится к одежде наплевательски — «какая разница, лишь бы зад прикрыть!».

Духовные удовольствия и плотские наслаждения — две важнейших составляющих жизни. Основные плотские наслаждения — еда, одежда и секс. Конечно еще есть море, солнце, баня, спорт и т.д. Но без этого как-то наверное можно прожить, а вот без еды, одежды и секса — ну очень тяжело.

13 комментариев

  • Клетчатые рубахи — для меня загадка. Их полно разных, но продаются вяло. Это в общем-то уже давно хит в Европе, думаешь мы опять отстаем?
    Помню, в Барсе в шоу-руме Carhartt был поражен, когда увидел 1,5 метра семплов рубах всех цветов радуги. Год назад….

  • сделайте клетчатые рубашки обязательно, они тоже будут хитом продаж в следующем году)))

  • MoonMood — имеете ввиду, дорого продаем и поэтому делаем навороты? Нет, тут как раз наоборот. Сделать простую вещь очень легко.
    Трейлхед хорошо знаю, даже продавал в Ред Драгоне еще. Это масс-маркет, думаю у Андрея все получится. Такого рода одежду производить можно, но в Event я это продавать не буду никогда.
    Carhartt. Их успех именно в маркетинге. знаете правило четырех P? Price, Place, Promotion, Product. Place — места продаж!!! Они никогда не пойдут на продажи «ВЕЗДЕ». Тот же Сквот пытался взять Carhartt себе. Мы объяснили, что эта сеть одна из могильщиков скейт — маркета в России. Вроде поняли.
    Еду на sales-meeting Carhartt в Базель — к Новому году будет полный отчет о поездке, идеях и т.д.
    Рокот. Спасибо.

  • насчет MoonMood — по-моему очень сложно, пытаетесь оправдать цену?))

    >>Какие отечественные бренды одежды вы можете отметить?
    что скажете насчет trailhead?

  • а вы будете продавать carhartt если он появится на каждом углу???????

  • Евгений, оч рад что ваши дела пошли в гору)) Когда то, года 2 назад, когда началась эпоха Зефира) нам с моим другом довелось пообщаться с вами) остались оч приятные воспоминания) Вам удачи и всех благ)

  • Черно-зеленый-хз — это цвет чего? Про ткани я говорил — огромная проблема.
    А что скажешь про разные направления стритвира — скандинавский, японский?
    Я могу ошибиться, но рубаха с капюшоном будет хитом в следующем году. Припомните если что потом.
    Ну а по сути все правильно.
    Хотелось сделать что-то непохожее на знакомые марки….
    Спасибо за комент.

  • @owner

    Вопрос — что не так? Достаточно взять модели Addict и Carhartt и понять, кто из них ближе к полюсу стритвир, а кто скатывается к дискотечному задору, в котором реальному пацану )))) не очень круто. Впрочем, посмотрим на остальные вещи. Черно-зелено-хзкакойцвет тоже не особо крут )

  • А что не очень? Правда интересно. Модели, ткани, цвета…

  • вью отличное, но вот МунМуд совсем как-то не очень, уж извинте

  • Может вы и правы….. Много что покажет весна.

  • Идея магазина отличная, но MoonMood на мой взгляд выстрел в молоко.

  • удачное совмешение культур и людей в одежном бизнесе + душевный подход.
    хороший стиль!!