«Рынок в Санкт-Петербурге перегрет»

Такое мнение высказал сегодня на форуме директор по развитию «Азбуки вкуса». Как известно, в нашем городе у них один магазин, а в Москве очень много. Тем не менее он считает, что рынок Санкт-Петербурга очень перегрет и очень проблемный.

Первая проблема — общеизвестна, Санкт-Петербург — столица мирового сетевого ритейла. Нигде в мире нет такого засилья сетей. Нигде вы не увидите в черте города, в центре и рядом с центром — в «блзких» спальных районах такого количества гипермаркетов. «Продовольственные гипермаркеты пешеходной доступности — это нонсенс для крупных европейских городов» (с). Это и вправду так.

В Приморском районе есть Лента, ОКей огромный (про маленькие не говорю), Карусель, Призма — 2 штуки, Метро кэш анд керри, заходит Ашан. Это все в пешеходной доступности от метро. В дополнение к продуктовым еще больше десятка крупных моллов: Меркурий, Атлантик Сити, Питерленд, Подсолнух, Континент, Атмосфера, Променад, Миллер, Капитолий, Сити Молл, Аэродром, Купеческий двор и еще точно забыл что-то.

Оно и понятно, почему благополучно загнулся уличный ритейл как продовольственный, так и одежный. Нет, понятно, что ковыряются что-то там маленькие магазинчики, вывески только успевают меняться.

Вторая проблема — высокие арендные ставки. «В Санкт-Петербурге арендные ставки выше чем в Москве» — парадоксальное заявление. Тут я конечно взвился — примеры, говорю в студию! Он и говорит — аренды на Тверской значительно ниже, чем аренды на Невском. Привел цифры и убедил. Я уж не буду вас загружать ими. Сказал, что половина Тверской принадлежит одному человеку и он не всаживает цены. Интересно узнать это имя.

Еще одно замечание — в Питере очень мало именно пригодных площадей, с хорошим расположением, подходами, подъездами. Весь центр — сплошной памятник, согласовать что-либо чрезвычайно трудно. В центре большие проблемы с подключением к электросетям.

Практически все могу подтвердить. Мы бьемся с подключением помещения Зефир уже 2,5 года. Собственник отказался платить взятку. За это чиновники в прямом смысле издеваются. Сейчас дело в суде.

Согласовать вывески в центре на зданиях под охраной КГА — хороший такой гиммор. В итоге повесишь не то, что надо, а то, что скажет какой-нибудь Харин. Уж не знаю не у**** его еще…

Про арендные ставки тоже согласен. Просто парень спец и поэтому грамотно расставил акценты. В абсолютных величинах ставки аренды может и ниже чем в Москве, а вот в соотношении ставка/выручка они выше (по его аналитике) на 40%. Т.е. каждый метр площади в Москве дает выручку больше чем у нас минимум в два раза!

И важный признак «перегретости», по его мнению в том, что при маленьком предложении приличных площадей, арендаторы хватают все подряд и в результате доля аренды от выручки составляет 10-11%, что катастрофа. И это говорит человек из «Азбуки вкуса», где ценник на продукты не детский.

Помните мои лекции для малого бизнеса? И говорил, что для маленьких магазинов доля расходов от выручки составляет 20-30%. Это вместе с налогами, зарплатами и т.д. Получается, что у них еще больше, потому как у них в супермаркетах работает очень много народа и фонд заработной платы не кислый. Но меня они-то мало волнуют, отсюда и вывод, почему у нас продают говняный продукты за бешеные деньги.

Третья проблема, по его мнению, дорогая рабочая сила. Тут я уж совсем удивился! Но опять же все просто. В абсолютных величинах она ниже московской, а в соотношении с выручкой на человека — выше. Тут будет уместен один пример, я его как-то писал. В Азии есть такая сеть мелких продуктовых магазинов 7eleven. Так вот каждый работник этой сети приносит компании более 500 000 долларов в год. Да, да! Полмиллиона долларов в год. Прибыли.

Подводя итоги, он подтвердил мои слова о том, что работать в сегменте торговли в нашем городе — задача АРХИСЛОЖНАЯ. С чем всех выживших коллег и поздравляю!

А всем дистрибуторам хочется рекомендовать учитывать особенности, структурные и системные проблемы нашего города.

Что?

Идите вы сами туда!

3 комментария

  • Не думаю, что это чисто петербуржская проблема, однако стоит признать, что у нас многие вещи гипертрофируются.
    Все зависит от методов подачи. Если подавать продукт посредством скидок, то все и будут просить скидку.
    Вот я всегда подчеркиваю — в Zefear поддерживаются цены на уровне европейских за счет снижения маржи. В Европе магазины зарабатывают много больше чем мы. Поэтому и карту друга магазина я расцениваю не как инструмент привлечения новых покупателей, а как поощрение старых и лояльных.

  • 2 главных проблемы питера

    1) петербуржец скорее будет месяц по знакомым пробивать скидку пусть даже в 5% нежели чем просто пойти и купить вещь в магазин, даже если владельцы его знакомые или друзья.

    2) также петербуржец будет говорить «это попса, все в этом ходят», а когда ему привезешь и повесишь то в чем не ходит еще никто он скажет что это можно купить дешевле в финке или см п. 1)