Полезная информация для желающих войти в мир правильного денима

Этот текст преследует цель стать основой для первого шага в деним. Попробую ответить на наиболее встречающиеся вопросы. Каковы же они?

  1. В чём отличие этого денима от обычного (имеются ввиду разные джинсы от известных и не очень известных массовых марок)?
  2. Какая разница, из какого хлопка соткан деним?
  3. В чём отличие «вот этих» дорогих от «вот этих» дешёвых?
  4. Как можно носить такой жёсткий и толстый материал, ногой же не двинуть?!
  5. А есть такие же, но голубые?

 

Деним – это, если по простому, это материал, из которого собраны джинсы. Правильные джинсы собираются, а не шьются по одной причине – сборку этих джинсов нельзя полностью механизировать, автоматизировать. Они собираются вручную, мастерами, которые набили руку на работе с таким сложным материалом. Это, кстати, одна из причин более высокой цены.

Сшить классическую пятикарманную модель из абы какого материала – дело не хитрое, этим и занимается большинство массовых марок. Вся соль – в дениме. Но есть нюансы, о них чуть ниже.

Итак, чем наполняется понятие «деним»? Три составляющие: сырьё, способы пряжения и окраска нитей.

Сырьё.

Какой хлопок используется при изготовлении денима. Именно от хлопка зависит и плотность (ощущается при касании), и вес (измеряется в унциях), и структура видимая визуально. Есть масса достоинств у зимбабвийского хлопка, он любим либителями правильного денима во всём мире за прочность и мягкость. Но из него сложно соткать структурный слабби деним. Слабби – это неровная ткань, отличаемая и визуально, и на ощупь, которую получают после определенных приёмов в процессе производства ткани. Для слабби нужен американский хлопок, как вариант. Эти тонкости мы сейчас пропустим, просто нужно знать, что простой хлопок возможен, но и характеристики его будут совсем простыми. Правильной окраски для красивого вытирания недостаточно, обязательно нужен правильно сотканный деним.

Зимбабвийский, также как и котдевуарский деним собирается с плантаций вручную, у него уникальные характеристики по прочности и мягкости. Длина волокна достигает 70 мм, что способствует прочности нитей для материала. Вы можете попросить в магазине и пощупать руками хлопок из Зимбабве, он есть у нас вам. Понятно, что количество собираемого хлопка мало, выводы очевидны, это влияет на цену.

Некоторые производства используют более дешёвый хлопок, при приложении усилия из него получается достойный деним, но всё-таки характеристики его будут несколько урезаны. Для примера можно сказать о Unbranded дениме. Там как раз простой по характеристикам (например, длина волокна 10-20 мм) хлопок, который скручивается в нити на современных машинах в больших количествах. Себестоимость такого материала падает в разы, что есть основой конвейерного производства – большие объемы производимой продукции при автоматизации производства приводят к снижению себестоимости конечного продукта. Это направление для удешевления конечного продукта – джинсов, Unbranded его уверено используют.

Несколько иная ситуация с джинсами WarpWeft из Индонезии. Там более дешёвая цена обусловлена меньшими затратами на труд. Маленькая мануфактура, ограниченные серии при отличном (по большей части японского производства) дениме. Индонезийского производства деним оказался также весьма высокого качества, но труд в Индонезии много дешевле, чем в Японии, вот и цена чуть ниже. К этому вопросу ещё вернёмся.

Второй аспект – способ пряжения.

Как сказано выше, автоматизация и современные станки снижают себестоимость, но этот путь серьёзно ограничивает производство интересного и редкого денима. Просто те объёмы, которые требуют автоматизированные производства, не найдут своего покупателя в таком количестве. Соткать километр денима и собрать из него 200 джинсов – возможно для старых станков и невозможно для современных. Это так же, как с куртками – в Китае с тобой никто не станет разговаривать при количествах меньше 1000 штук на цветомодель. А ведь отшить-то столько можно, а продать смогут только сети. Очевидно, что в этом пункте также скрывается разница в цене между массовыми и редкими джинсами.

Окрас нитей.

Сложный процесс, который в массовом сегменте автоматизирован и подчинён химии. Химические соединения придают нужный окрас джинсам (в большинстве случаев работа идёт уже с готовым продуктом, а не нитями, и даже не с материалом). Нити же для правильного денима окрашиваются до ткацких процедур. Причём тут огромный простор для творчества. Нити окунаются в краситель десятки раз, они могут скручиваться до, после и во время окрашивания, нить основы и нить утка (две нити из которых ткётся деним) красятся в разные цвета и прочее. Некоторые реализованные идеи вы можете видеть на джинсах – изнанка денима может быть, например, синего или жёлтого цвета. Такой подход даёт интересные оттенки фейда (вытирания) при носке. У WarpWeft есть серия с пятью разными цветами внутренней стороны джинсов. У Momotaro есть деним с шикарной кобальтовой изнанкой – джинсы и джинсовка. Они очень красиво вытираются.

Ещё важной составляющей является то, чем красят нити. Все дорогие джинсы красятся натуральным индиго, красителем, изготовленным из цветка Indigofera tinctoria, который использовали для окрашивания как минимум больше тысячи лет назад. Также как и хлопок ткали более шести тысяч лет назад, а не вот эти вот сказки от некоторых брендов.

Соответственно, «такие же, но голубые» или невозможны, или сложно выполнимы. Производство классического, правильного денима сконцентрировано на окрасе нитей, и очень мало внимания уделяет работе с цветом самого изделия просто в силу традиций и культуры производства. Та часть людей, которые увлечены такого рода денимом, весьма консервативны, им эти игрушки с искусственным вытиранием, прорезанием дырок и так далее – не интересны, им хочется сами получить результат при носке. Свой, индивидуальный результат. Практически все голубые штанишки – это химические красители, вытравители. Известно, что такого рода джинсовое производство дико засоряет окружающую среду из-за сбросов воды, используемой для промывки этих красителей на джинсах. Натуральное индиго даже не разъест руки, лишь окрасит их. В сети есть фотографии работников с руками в бочках с краской индиго.

Теперь о нюансах, упомянутых выше. Кроме автоматизации производства есть ещё стоимость труда. Несмотря на тот факт, что в Китае стоимость труда сильно выросла в последние годы, она по-прежнему серьёзно уступает стоимости труда в Японии. А стоимость труда зависит не только от жадности работодателя, как любят преподносить разные балоболы. Квалификация китайских рабочих сильно уступает квалификации японских. Возможно, есть корреляция с культурными особенностями, не будем сейчас об этом, обратим внимание лишь на сам факт. За всё время работы с Momotaro не было ни одного брака. У Japan Blue встретился пару раз, причём явно была проблема с настройкой швейного станка. А у Unbranded, собираемых раньше в Макао, а сейчас в Китае – в каждой партии несколько дефектов. До глаза покупателя эти дефекты обычно не доходят, мы их купируем на стадии проверки, но бывает и не замечаем. Вот и весь нюанс – более дешёвая рабочая сила может подложить неожиданный сюрприз. Ещё раз уточню, покупателей это редко затрагивает, а если и затрагивает, то мы вопрос решаем быстро. Но вопрос же о цене.

По сути, ответил на все вопросы, осталось лишь поговорить о возможности носить такие жёсткие джинсы.

Основной интерес к настоящим и правильным джинсам, сделанным из качественного сырья – как они будут вытираться. Есть и другие задачи: теплота зимой, для мотоциклистов дополнительная страховка при падении, стильный вид, в отличие от легкомысленных голубых гранж штанишек хиппи-панк-трэш образа. Ничего плохого в драных штанах нет, но это определенный образ, поддерживающий внутреннее состояние. Как и любая одежда, впрочем. Если кажется, что одежда не выражает ничего, то это только кажется. Может быть, человек сам ничего и не вкладывает в одежду осознанно, но бессознательное во внешнем виде проявляется, да и социум всегда считывает сигналы внешнего вида, как бы это не отрицали некоторые индивиды. Томас Карлайль очень тонко подметил множество назначений одежды, но главная из них – язык. Одежда всегда говорит.

Но вернёмся к теме. Жёсткость помогает получать красивый фейд (вытирание). Негативное следствие жёсткости – истирание на критических местах (у мужчин часто между ног). Можно ли избежать истирания? Конечно. Постирайте пару раз в прохладной воде с детским порошком (без отбеливателя!), хорошо прополощите, и джинсы станут чуть светлее, мягче, а через день носки – органично приживутся к вашему телу. Но есть минус – процесс получения красивого фейда (вытирания) удлинится и контрастность будет слабее. Но джинсы будут носиться значительно больший срок.

Если же есть желание получить контрастный, яркий, красивый индивидуальный фейд, то лучше воздержаться от стирки несколько месяцев. Чистить щеткой, при возникновении запаха (это бактерии) – в полиэтиленовый мешок и в морозилку на пару дней. Но длительность использования сократится значительно.

Вообще же, если имеет значение срок использования вещи, то нужно помнить, что хлопок – натуральный материал, подвержен прению, гниению, истлеванию. В нём радостно селятся бактерии, которые источают запах. Желательно иметь несколько джинсов и носить по очереди, давая им хорошо высохнуть, проветриться. Если нужно – выморозиться в морозилке, убив бактерии. Тогда джинсы будут служить по 3-5 лет, а то и десять, как у меня.

Итак, выводы.

На цену влияет много факторов, об актуальных для правильного денима написал выше, но есть ещё один. Ценообразование.

Цена на полках =

себестоимость производства (сырьё, производство ткани, окрашивание, сборка джинсов)

+ затраты на логистику (доставка до полок магазина)

+ затраты на продажу (зарплата, аренда, налоги)

+ продвижение (реклама, пиар, траты на выставки)

+ стоимость бренда

+ чистая прибыль.

 

В джинсах, о которых мы говорим, львиная доля продажной цены находится в себестоимости, логистике и затратах на продажу.

Продвижение минимально, марки часто даже не могут себе позволить выехать на выставку. Например, WarpWeft не может делать таких трат. Naked&Famous с Unbranded,  Momotaro с Japan Blue приезжают в города, где проходят выставки, но снимают шоурумы, потому что так дешевле.

Продвижением как-то занимается и тратит на это средства лишь Iron Heart и у них же, на мой субъективный взгляд, есть такая составляющая, как цена бренда. Из наших марок такая составляющая есть, наверное, только у Fracap, но это не джинсы. Больше за цену бренда денег не берёт никто по простой причине – повышать цену на полках опасно.

Уровень чистой прибыли в этом сегменте довольно низок, тут у меня нет объяснений, просто поверьте. Но с чем я сравниваю? С крупными марками. У крупных марок есть формула, она довольно универсальна, отличается незначительно в зависимости от сегмента рынка и сферы деятельности. Себестоимость с фабрики должна быть меньше цены на полке в десять и более раз. Если произвести кроссовки стоит 10 долларов, то на полках они должны быть 100 или выше. У многих марок этот коэффициент 12-14, а у люксовых может быть и выше. В сегменте джинсов, о которых мы говорим, такого нет и в помине.

Всё написанное ребята рассказывают в магазине, текст больше направлен на региональных любителей денима, часто пока потенциальных. Надеюсь, что смог вам помочь. Чуть более развёрнуто расскажу в видео, если кто-то любит такой формат, погодите немного.

Приятного использования вашего любимого денима!