Окно мнения или необходимость думать

проём

Этот снимок из замка Гуаделест в Испании символизирует узость мнения. Как говорили древние греки — мнение — есть недостаток, а не достоинство. Два мнения к истине не сведёшь.

У нас же в обществе считается почетным сказать — «А у меня другое мнение!», чего уж  лукавить, сам так говорю частенько. В обыденный ум сваливаешься мгновенно. Но я осознаю в такие моменты, что я говорю глупость, если осознание приходит раньше, чем открыл рот — закрываю его, давая себе время подумать ещё.

Я подписан в соцсетях на разных людей — патриотов, русофобов, русофилов, инфантилов, мыслителей, философов и других достойных и не слишком людей. Читать некого Крола, например, мне очень сложно. Он сидит в Калифорнии, создает обучающие программы, постоянно говорит о новых тенденциях в образовании, образовательных платформах и т.д. В России для него есть только одна группа нормальных людей — те кто не уехал, но только потому, что не может. Как только — сразу в путь. Остальные — рабы и тому подобное, у него там есть целая классификация. Это как раз нормально, в бывших союзных республиках таких людей, считающих миллионы людей рабами — миллионы же. Это кстати, возможно, проявление Тени, писал где-то уже про этот феномен.

Но вопрос в том, что говоря о будущем, этот человек катастрофически дислексичен. Он не умеет писать по-русски грамотно. И гордится этим. Ещё я ни разу не видел в его постах проявления критического мышления к своим идеям, не встречал абсолютно дизъюнктивного мышления, зато полно дизъюнкции. (Дизъюнкция — это оператор «или»). Как говорил у меня в армии капитан: «Или это или одно из двух!» То есть крайности и упрощение.

И вот подобная черта весьма характерна для многих современных консультантов. Среди них есть и бизнес-тренеры, и коучи, и психотерапевты (это худший вариант, потому как наносит реальный вред человеку), и учителя (по-настоящему тревожный фактор). Говорить из позиции: «Я знаю и сейчас вам расскажу!» или произносить труднопотребляемые и неперевариваемые при вербальном восприятии словесные конструкции с зашифрованными в них манипулятивными призывами и замаскированными логическими ошибками. Вот такими именно фразами, как выделенная курсивом и вещать — всё для благодарной аудитории.

Слова Сократа (в изложении Платона конечно же) — «Я знаю только то, что я ничего не знаю» вычеркнуты из сознания, вымараны тщательно, с дотошностью кухарки. Именно той, которая может управлять государством. И на этой аллюзии я перейду к другому часто встречающемуся «инструменту» взаимодействия с аудиторией — жонглирование цитатами. Часто в этом случае полностью искажается смысл цитаты, часто дается цитата, вырванная из контекста (аналогичная ситуация и с примерами — «кейсами», как их любят называть ораторы).

Например, фраза Ленина про кухарку звучит так: ««Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством.. Но мы […] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Понимаете? Ключевое слово — «обучение». У нас её часто используют так: «Каждая кухарка может управлять государством». «Научиться»  — пропадает.

kuharka

Второй вариант. Фраза, например, такая: «После проведения нашего тренинга мотивация сотрудников повысилась на 30%». Пример этот выдуман, но я подобных оценок слышал много. Как проводилось измерение? Какие критерии? В какой срок до и после тренинга? Какова репрезентативность? Были ли контрольные группы? И множество других. Эти вопросы обычно не задают.

Именно поэтому я и называю огромное количество тренеров шарлатанами. Можно называть красивее — «маги» или «волшебники». Сути это не меняет. Они дают то, что взять либо очень сложно, либо невозможно. Но как красиво и заразительно дают! Как в цирке — красиво, нравится (без мягкого знака), а повторить не можешь. При этом основной посыл — ответственность лежит на обучаемых. Мне кажется более верным делить ответственность между учителем и учеником, но этот вопрос обсуждаемый.

Вот одно из определений шарлатанства — представление себя специалистом в каком-то деле, не будучи таковым. А теперь вопрос — если человек ничего не сделал в бизнесе, заработал все деньги на обучении бизнес-процессам или на психо-бизнесовых тренингах (мотивация, лидерство, харизма, создание команды, лайфспринг и т.д.) быть специалистом в бизнесе? Я думаю — нет. Он может глубоко понимать теорию, изучить множество идей, но это будет идеальная картина, которая есть у него в голове. И при соотнесении с реальной ситуацией может быть по-разному. Бывают попадания, но бывают-то (и значительно чаще) провалы! Как пишет Нассим Талеб — покажите мне кладбище неудачников, которые спрятаны за успешными. Или как говорил один из греческих философов (кажется Демокрит) — покажите мне тех, кто молился, но утонул. Это когда ему указывали на моряков, молившихся при кораблекрушении и спасшихся. Или когда мы с приятелями обсуждали (я помню этот момент — Донецк 1985 год) дельфинов. Мы знаем тех, кого дельфины вытолкали на берег, но никогда не узнаем, были ли те, кого они вытолкали в открытое море. 

Таким образом, называть такого типа тренеров специалистами мягко говоря опрометчиво. И поэтому термин «шарлатан» вполне оправдан.

Нет «таблеток», обучение — не медицина. Прежде всего обучение — это научение думать, рассуждать. Даже если человек занимается в данное время телом, питанием, духовными практиками и тому подобными важными и интересными делами; как, каким механизмом он будет усваивать полученные и неполученные результаты, выстраивать систему взаимосвязей, оценивать цели, изменение убеждений? Для этого нужны когнитивные навыки.

Есть люди, которые чувствуют каким-то местом своего тела, какие решения надо принять в той или иной ситуации. Я знаю таких. Знаю также, что они рассказывают об удачных решениях и не рассказывают о неудачных, хотя они есть. Но они молодцы, я так не умею. А вот вытащить из закромов памяти умственную программу, проверить её на актуальность и применить в нужный момент в соответствии со своими убеждениями и целями — вот этот навык есть и его стоит развивать.