Кроссовки или не кроссовки?

Люблю я носить кроссовки, что и говорить. В отрочестве не срослось иметь таковые по причине отсутствия в магазинах и отсутствия денег для покупки на «чёрном» рынке. Из бедной сибирской семьи я, чего уж скрывать. Какое-то время носил просто, потом увлекся скейтовым стилем, потом узнал о целом движении сникерхедов. Крупными корпорантами создана целая империя с подданными кроссовко-зависимыми гражданами, со своими теневыми потоками, руководителями, идолами, правилами и писаными или неписаными законами.

Империя агрессивна, захватывает всё новые и новые колонии, расширяет количество членов…  Выстроена иерархия — уровни, слои. Вот о них и порассуждаю.

Низший уровень — нищеброды. Им все равно, что покупать и где покупать. Есть один важный критерий — «что бог послал». «Дёшево и сердито» — это вот про них, без каких-либо дополнений. Они не думают о стиле, сочетании цветов, моделей. Ни к чему это всё…

Второй уровень — «скряги». Эти отличаются от первых тем, что думают о том, как они выглядят, но цена всё определяет. Не важно — подделка или нет, покупаю задёшево, но чёрное. Потому что грязи не видно.

Далее идут «орехи». Это те, кто что-то где-то слышал, видел рекламу, уже немного уважает себя и всякое дерьмо покупать не хочет. Они могут даже тратить много денег, но не особо понимая зачем. Раз дорого — значит круто. Они, в сознании, —  не купят фейк, но могут купить по «не врубанию». Т.е. красивый магазин и убедительный рассказ про продукт перевешивают и не заставляют проверить информацию. Это такие неосознанные потребители фейка. Там же живут «экономные». Это которые чуть-чуть понимают, как-то хотят сочетать кроссовки с платьем (пиджаком), но денег нет или жуть как жалко.

Следующие — «рационалисты». Много знают, прилично разбираются, но денег за хороший (они точно знают, что хороший) товар платить не хотят. Это как раз вполне образованные и даже в чём-то умные люди. Они просят за свои услуги (когда продают их) серьезные гонорары, но другие продавцы для них — барыги; куплю у них только если совсем никак не вырубить дешевле и вынесу весь мозг с чувством презрения. Им все обязаны (они же умные, им воооон скока денег платят). Это они могут примерить в магазине, а потом заказать со скидкой онлайн в другом месте. Рисковать с размером не хочется, а тут — барыга, магазин открыл и продавцы принесут, да ещё и расскажут всё. Лохи, чо!

Далее — авангард сникерс-движения, этакие амбассадоры- знатоки. Они прекрасно разбираются в кроссовках, знают всех лебронов и джорданов в лицо, года выпуска, коллабы, релизы, лучшие сникерс-бутики, сколько можно заработать но той или иной паре. Там есть коллекционеры, есть просто любители, есть барыги (но хорошие, за идею, не просто так! А кто не за идею — тот барыга плохой).

Это такие яркие уровни, основные группы. Надо отметить, что в зависимости от ситуации люди перескакивают с уровня на уровень. Единственно, что меня лично радует, что все-таки до фейка мало кто опускается из высших слоев, хотя бывает. Например, кроссовки — только оригинал, а какая-нибудь мелочь, типа брелка, кепки и т.д. — да ладно, это не важно. В нашем городе есть такие люди, многие уже ржут в голос, узнав того, о ком я. Ну конверс с комдегарсоном за 4000, вы меня понимаете…

Кроме того, есть узкие каналы, в которых передвигаются отдельные личности. Например, туда можно отнести кое-кого из стоящих в очередях за новыми релизами. Им плевать на культуру и на кроссовки, и на релизы. Сегодня купил за 20-ку, завтра продал за 50 — вот и вся история, чего не постоять ночь из-за этого?

Есть и другие — которые вроде знают, даже вполне в курсе происходящих событий, но сознательно находятся вне процесса, этакие наблюдатели. Идет какая-то возня, ладно, пусть будет. «Ну есть рынок парфюмерии, я же не ношусь за каждой новинкой» — думают они.

Есть «однолюбы». Один бренд, одна женщина, один парфюм и одна модель джинсов на всю жизнь. «Я привык». Понимаю!

Есть категория людей, которые используют кроссовки по прямому их назначению — для занятий спортом. Им достаточно знать, что бегать можно только в Асиксах и Мизуно, а Найк и прочее — неее, нет, просто нет, мне не надо. Или, что если баскетбол — это Найк. Какие вопросы. По футболу — есть вопросы, но тоже Найк скорее. Но эти люди ещё не в империи, ими не так легко манипулировать, хотя можно, и на них работают узкосегментные промо-акции.

Остальной паствой же управлять настолько легко, что даже напрягаться особо не нужно. «Зарядить» несколько порталов, подтянуть трендсеттеров, одеть звезду, выдать по экземпляру мелким журналам или блогерам, ограничить релиз, создать ажиотаж — банально до тошноты. И даже умные умники бросаются в омут интриг и отношенческого вышивания крестиком ради обладания заветной парой блестящих, космических, нереальных кроссовок с узнаваемым силуэтом и сдержанным сочетанием цветов.

Ввиду того, что манипулировать собой я давать не люблю, ко мне пришло позабытое ощущение… Сейчас объясню. Когда я приехал в Ленинград в 1984-м из Сибири-матушки, то был откровенным «колхозником». В чём-то я им и остался, несомненно, но не в отношении к внешнему виду. Так вот для меня было нормальным ходить в спортивном костюме и кроссовках по городу. Ну а что? У нас в Междуре все так ходили. Но юношей я был наблюдательным и стал замечать взгляды, видеть, что в вагоне метро в спортивном костюме я и мой приятель из Якутска. А потом девушки-ленинградки сказали: «А у нас так не ходят…» Без апломба так, спокойно, даже в чём-то стесняясь… И мне стало стыдно. Стыд — редко посещаемая меня эмоция, большинство случаев я помню. И этот тоже.

И вот в последнее время я часто стал ловить себя на том, забытом (ходить в спортягах по городу я тогда и перестал) чувстве стыда. Да, сейчас я в хороших джинсах, куртке, шарфе, всё редкое, из Zefear (а как же! — смайл), да и кроссовки тоже. Но чувствую я себя таким гопником-эстетом… Именно поэтому я купил себе кроссовки весной — Мизуно только для прогулок и пробежек. И пару лет не покупал никаких других кроссовок — для города. У меня растет убежденность, что нет места кроссовкам в городе, где люди думают о стиле. В этом моем городе-иллюзии — спорт — это спорт, в театр ходят в смокингах, в ресторан — в туфлях, в институт — в костюмах, в булошную (я знаю как пишется булочная) — в пальто и с воздушным шарфиком. Читали вот это — из запасников Великой Раневской? 

Этого города-иллюзии нет и в ближайшее время не ожидается, он есть только в моей голове, но что может помешать мне начать с себя в создании оного? Куда только девать мой десяток пар кроссовок? Я подумаю об этом, а количество кроссовко-часов пробега уже сократил и, думаю, что вполне будет достаточно уменьшить их до времени подхода к складу и к бассейну.

Меня беспокоят люди, которые позволяют собой манипулировать, но что можно с этим поделать? Время и разум. От политической пропаганды многие уже научились отстраиваться, научатся и от кроссовочной. Одна невзгода — направляют свои бюджеты найкоадибасы на детей и подростков, а те, приобретая устойчивые убеждения с молодых лет, следуют им всю жизнь. Но и тут ничего не поделаешь — кока-кола, макдональдс, найк, ламода, галерея — массовая жвачка, путы спрута безвкусицы…

Думайте, ребята и будет вам мысль!

 

 

3 комментария

  • Почему же нельзя? Можно. С осознанием, что поддерживаешь монстра, который сжирает всё на своем пути и плевать хотел на культуру. С знанием того, что начала компания с воровства чужой модели. С пониманием, что в начальном капитале есть след коммун Ошо, хотя это не подтверждено, но взлёт в первый год вызывает вопросы.
    А так — бегайте, чего уж.

  • Да, иллюзия. Однако многие знакомые стараютя одеться в ресторан «как на выход» при этом ресторанами они называют японско-китайские макдональдсы. Так что частично иллюзия воплощается в жизнь. Ахаххах