Килиманджарское безумие — 3

Уже готов выпуск «Любимого города» с Александром Савкиным. Заключительная часть его путевых записок.

Часть 5.

Лег на нары. Постарался расслабиться. Куда там! В мозгу целая свистопляска из всевозможных мыслей, образов, динамических картинок… «Я» в бессилии, что- либо сделать,  наблюдало за творящейся в голове вакханалией. Что я только не пытался делать: и считать до…, и концентрироваться на чем-то, и представлял себя Штирлицем, которому надо было уснуть ровно на 15 минут… В результате я сдался и просо отдался процессу… время приближалось к 21.00. я так и не уснул.

В окно было видно как то тут, то там собираются группки людей и уходят вверх…  Вошел Джозеф, наш главный проводник. Пора собираться… медленно и максимально сосредоточенно  я надел на себя термобелье, тщательно разглаживая каждую складочку. Так же медленно натянул термоноски, ровно настолько, чтобы они ИДЕАЛЬНО плотно облегали ноги (НЕ ТУЖЕ НЕ СЛАБЖЕ), свитер, лыжные брюки, горные ботинки, идеально затягивая, выверяя чуть ли не до миллиметра длину шнурков, чтобы они были одинаковыми, красивыми…. Последним надел пуховик, шапку. На лоб натянул фонарь, предварительно заменив в нем и без того  новые батарейки… Потом, когда спустились с горы, я задал себе вопрос – почему я так тщательно, идеально, безупречно одевался? И вспомнилась школа. Начальные классы. Очень строгая учительница. Она было настолько строга в своих проявлениях и отношениях к нам, что мне было очень страшно отвечать,  даже когда я идеально выучивал уроки. И я вспомнил , как ее ручка бежит по списку в журнале, в поисках «жертвы», а я до боли, до онемения сжимаю пальцы крестиком : «Только не меня, только не меня, только не меня….» Что-то первобытное, из далекого прошлого, проснувшись, творило в детском теле магию, спасая его от «злых духов». И тоже первобытное, в ситуации безысходности, вдруг, пробудившись во мне, создавало магический ритуал посредством безупречного одевания, в молитвах обращаясь к высшим силам: « Вы, там, живущие на  небесах! Вы видите, как я одеваюсь! Меня нельзя наказать!!!! Ибо  я подобен Вам, я безупречен в своих действиях  и наказывать меня не за что….» Выходим на исходную. Строимся. Включаем налобные фонари.21.00. С Богом… Восхождение на вершину совершается ночью по двум причинам.  Нет палящего солнца. И второе, ночью гора ВСЕГДА чистая. Без туч и облаков. Наш план прост до примитивизма. Мы должны забраться на вершину до восхода солнца, т.е . часикам к 6, максимум 7, чтобы а) встретить на вершине восход и насладится этой красотой. б) по прохладе вернуться в лагерь. Первый идет Джозеф, потом Миша, Катя. Я замыкающий. Рядом идет молоденьких проводник, лет 17, на случай если кто-то из нас сойдет с дистанции раньше и решит спуститься в низ, то он будет его сопровождать. Минут через двадцать мой фонарь прощально мигнув , погас…  Вокруг острые камни. Я шел в темноте,  вглядываясь  в часть пути, который освещали фонари моих товарищей, стараясь запоминать и учитывать,  возникающие препятствия… первые полтора часа шли по кратчайшему, к вершине, пути. Потом стало ясно, что так не дойдем. Перешли на «галс». Влево –вверх, поворот, вправо- вверх, поворот,…..идти стало легче, но эта тактика сжирала время. Первый привал. Достал воду. Перед поездкой в Африку, я почитал отчеты тех, кто уже здесь побывал. Многие полезных советов, типа, возмите пару комплектов свежих батареек, не забудьте валидол ( на хрен воледол? Но я его взял. А может мой Ангел Хранитель сделал это)…  Один из советов звучал так: в воду добавте мед. Я так и сделал…. Очень хочется пить. Делаю большой глоток. И испытываю сильные рези в желудке, затем в кишечнике. Меня аж согнуло. Перехватило дыхание. Бутылка с водой лежала в рюкзаке, и пока мы шли, вода стала холодной. Ведь за «бортом» минус. Делаю маленьких глоточек, предварительно грея воду во рту. Заходятся зубы. Глотаю. Рези…. Пытаюсь подобрать режим питья по температуре и объему глотаемой жидкости – нахожу оптимальный, который сопровождается терпимыми резями. ( в дальнейшем пил только тогда, когда не мог не пить, настраиваясь, готовясь к встрече с болью…. Бррррр!) Встаем, идем дальше… Слева и справа от нас , по одному, по два начинают спускаться  люди. Они, по каким-то причинам, решили вернуться… Ребята устают, я это замечаю по изменившейся траектории от их фонарей. Траектории становятся:  хаотическими,  дергаными…  это вызывает во мне сильное напряжение. Глаза очень устали. Начали слезиться. Периодически я ничего не вижу. Больно наступил на камень. Потянул правую ногу. Несколько раз споткнулся… Ситуация начала выходить из под контроля… Вдруг Катя остановилась: «Все!!! Я больше не могу! Я возвращаюсь!» На нее жалко смотреть. Вся как-то , вдруг поникла. Голова и плечи опущены. Маленькая, раненая птица…. Где-то вдалеке, впереди, , то тут, то там, по склону группы огоньков. Это другие группы. Которые, не теряют надежду достичь вершину. На встречу им ручейки решивших вернуться… Я посмотрелся по сторонам, ища выхода. С сочувствием посмотрел на Катю. «Катюшка, ты молодец!!!! Не вини себя. Ты сделала все что могла. И у меня к тебе маленькая просьба.  Видишь впереди нас, метрах в 300-х, группа на привале. Давай попробуем вместе, дойти до нее. Потихонечку. В твоем темпе. Пройди сколько сможешь. 100  метров. 50. 10. Просто попробуй». Катя посмотрела мне в глаза и безропотно развернулась лицом к вершине. Она очень устала, иначе она бы увидела, что группа, которая была перед нами « на привале», на самом деле двигалась вперед. Огоньки мерно покачивались… Но она этого не заметила….Прошло 10 минут, 30, час у Кати включилась второе дыхание…. Прошло еще несколько часов. Стало понятно, что мы не укладываемся в график… на меня, вдруг начала накатывать тяжесть, тело наливаться свинцом, а на спину, как будто положили мешок с цементом. Я сбавил шаг. Группа пошла вперед…. Вдруг  сердце в груди ёкнула и затрепыхалось. Я жадно стал хватать воздух ртом. А его не хватало. Схватился за пульс -180 ударов в минуту. Я стою, а пульс 180 ударов в минуту. Достаю валидол. Кладу под язык. Перед глазами картинки людей, в мешках, которых спускают с гор. В голове слова — одна из причин смерти на горе, слабое сердце….

Часть 6.

Тело замерло. Во рту все пересохло, и таблетка бесполезно лежала на сухом языке… Отчаяние, паника, страх делали попытки родиться в моем сознании, но в бессилии своем перед совершенно новым для меня состоянии, откатывались куда-то вглубь меня и неприятно шевелились в районе солнечного сплетения , бледнея на фоне всепоглощающего «чего-то нового». Это «новое» вызывало тревогу и беспокойство, не потому что было приятным или не приятным. Оно просто было «новым», необычным, неизвестным… и поэтому воспринималось как что-то потенциально враждебное. Я не знал, что от него ожидать. Я не знал, что может произойти в следующую минуту. И мозг начал рисовать картринки. Одну ужаснее другой. Я, оцепеневше смотрел на них, бессильный что либо сделать с этим «кино». Оставалось только «свидетельствовать происходящее». Параллельно отмечая как во мне начали  густо замешиваться не чувства, а их: «тени», фантомы, предвестники….И это тоже было совершенно новым переживанием…. Джозиф видя, что я стою слишком долго, вернулся ко мне и с легким беспокойством в голосе спросил: «Что случилось?». «Серд-це», сказал я так, как будто этим словом задавал вопрос, вкладывая в него же, в вопрос, подсказку «правильного» для себя ответа. Вкладывая смысл того, чего я больше всего на свете сейчас хотел услышать от Джосефа – «Ерунда!!! Это нормально! Все в порядке! Все хорошо!!!! И т.д, и т.д. и т.д…. Но он сказал совершенно другое. Он показал рукой сначала на вершину, до которой оставалось бесконечных метров 400. А потом, той же рукой махнул куда-то вниз, в направлении, где располагался лагерь. «Там вершина. А там лагерь. Выбирай». Это прозвучало  эмоционально не окрашено. Очень обыденно. Просто…  Каждой своей клеточкой я почувствовал, что выбор за мной. И вся, ВСЯ ответственность за то, что последует за этим выбором ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ  лежат на мне. Я  медленно посмотрел в сторону вершины, потом в сторону базового лагеря…. Как мне хотелось, что бы кто-то сказал мне, что я должен сделать… Джозиф ждал. А у меня не было ответа. Хотя,  казалось, чего проще. У меня семья. Двое маленьких деток. Мама, которая очень болеет и я у нее единственный сын…..Все так понятно, но ответа, не из головы. Ответа, с которым все мое существо согласилось бы, не приходило. Я продолжал стоять. Ощущая как в груди трепещет сердце… померил пульс. 160. Что-то во мне стало тотально расслабляться, отпуская все и всех. Что-то напоминающее теплую пустоту заволакивало меня и в этой пустоте мое тело медленно, медленно, прислушиваясь к происходящему во мне, повернулось в сторону вершины. Джозив подошел сзади и положил руки на мою спину. Я ощутил, как пух в моем пуховике начал сжиматься под его руками. Он начинал меня «толкать» в сторону вершины. Кто-то во мне закричал: «Нееееееет!!!!! Только не толкать. Только нееее толкаааааать!!!!!!!!!» Но этот кто-то кричал во мне, наполняя меня безысходным ужасом и предчувствием неминуемой трагедии….. Снаружи было ооооочень тихо. И в этой тишине я продолжал ощущать, как пух сжимается. Сжимается. Сжимается. И в тот момент, когда он был весь сдавлен, и импульс его рук готов был передаться мне, давление, «вдруг» прекратилось. Я ощущал сильные, теплые, поддерживающие руки. Выбор оставался за мной. Меряю пульс. 155. Поднимаю «свинцовую» ногу. Шаг. Серцде застрекотало. Пульс. 180. Хватаю ртом воздух. Стою. Жду. Кажется проходит вечность. Ничего не меняется и я нечего не могу сделать. Только трепещущее сердце и не хватка воздуха. …Проходит время. 160.  Медленно поднимаю ногу. Шаг. 180!!! Руки Джозефа по- прежнему на моих плечах. Он ничего не делает. Он ничего не говорит. Он просто рядом. Что я могу? Я могу «поиграть» дыханием ( частота, глубина, задержка). Я могу «поиграть» длинной и высотой шага. Вот, пожалуй, и все. Не густо. Но что-то. Шаг, еще один, еще. Как мне кажется , я подобрал оптимальный режим. Шаг. Пульс 160. Шаг 160. Шаг 160. Я нашел нужный ритм! Слезы брызнули у меня из глаз. Слезы благодарности к человеку, который стоял у меня за спиной. Человеку, который со мной в моем выборе. Который со мной во всем что я выбираю делать ни на йоту не привнося себя…( это ситуация стала для меня огромным уроком относительно моей профессиональной деятельности. в коучинге есть такие понятия как «вызов и поддержка». Благодаря Джозефу и сложившейся ситуации, я ЗНАЮ, что это такое! Я знаю, пережив всем своим существом, что значит быть со своим клиентом. Что значит не брать на себя ту ответственность, которую должен брать клиент. Что значит, уважать выбор клиента и быть с ним в его выборе до конца, в безусловной, к нему,  любви и уважительном принятии…) «Спасибо!!!! Дальше я сам!» он улыбнулся мне в ответ и пошел в моем ритме рядом со мной… пульс был стабильным. Вдруг я увидел под ногами голову сфинкса из магмы. Это потрясло меня. я наклонился и поднял ее . Четко прорисованное лицо, волосы, нос… я показал Джозефу. Он удивился не меньше моего. Я передал сфинкса ему, с просьбой положить  ко мне в рюкзак, который было у меня за спиной. Я слышал как открывалась и закрывалась молния рюкзака, но… когда мы спустились с горы, я не нашел моего сфинкса, несколько раз перетряхнув все вещи…. Вообще место у вершины было буквально усеяно какими-то странными «вещами»… Миша и Катя дожидались нас. Мы здорово выбились из графика подъема. Было уже около 8. Рассвет во всю заполнял небо, расцвечивая его неееереееальными по красоте и сочетанию красками. Полюбовались окрестностями. Посмотрели сверху на Кению. Встали. Пошли дальше….. Ребята ушли вперед, а я, прислушиваясь к себе, медленно поднимался на вершину. «Саша, Саша, даваааай! Здесь так красииииво! Поднажмиииии!!!!» Это Катюха видя как мне тяжело, пыталась подбодрить меня. Давали ли мне поддержку эти слова, сказанные таким образом? Нет! Скорее наоборот. Но говорились они искренне, из лучших побуждений. И осознание этого несколько смягчали боль вызванную тем «что и как» говорилось… Остались последние пару сотен метров. И здесь крутая, но ровная поверхность оказалась усеянной огромными глыбами камней. Передо мной стояла стена из нагромождений камней. Я почувствовал, как ноги начали подкашиваться. Я готов был сесть и сдастся. Всё. Я сделал всё что смог. И это честно. Больше я ничего не могу. Я с трудом шел. Лезть, карабкаться, у меня просто нет сил….  Стало очень грустно. Но грусть была какой-то благородной. Я СДЕЛАЛ ВСЁ ЧТО МОГ!… Вдруг краем глаза увидел, как метров в 50, с права от меня, человек вошел в камень. Просто вошел и …исчез. За ним второй… у меня отвисла челюсть. Не надолго, но отвисло. Вслед пришла догадка – там проход. Плетусь к «проходу». Вау! Это конечно не Невский проспект, но тропа, усеянная валунами, некоторые из которых выше роста человека. Но по ним лезут люди… надо попытаться. Подхожу к первому серьезному препятствию. Цепляюсь за выступы в камне руками и о чудо!  Руки прекрасно работают. Подтягивают тело. Перемещают его вверх и сердце, солнышко держит ритм. Ооооо! Мы еще повоюем!!!…. Финишная прямая…. Последние шаги. Всё! Я на вершин. Занимаю очередь, что-бы сфоткаться на самой высокой точке…. Вдалеке ледник… все очень красиво, но сил любоваться нет…. Садимся отдышаться.  Впереди спуск. Солнце поднялось очень высоко и ощутимо палит. Воды осталось пару глотков…. Базовый лагерь где-то бесконечно далеко внизу, еле различимым пятнышком. Неужели до него можно дойти? Пошли вниз. Точнее это напоминала бег на полусогнутых ногах. Очень хотелось пить… было оооочень жарко. Все что можно было расстегнуть – расстегнули, но солнце безжалостно палило. Ооочень жарко. На коротких привалах Катя буквально падала, прижималась к холодным камням и замирала. На нее было жалко смотреть и порой казалось, что она больше не встанет, так и останется лежать здесь. Но она вставала, и спуск продолжался…. С «головой» стало происходить что-то невообразимое. Стоило более 5 секунда задержать взгляд на поверхности горы, как она начинала оживать. Камни обретали образы, которые начинали двигаться, взаимодействовать друг с другом… При  этом голова как бы распухала…. Страха не было. Не было сил бояться. Просто каждые две, три секунды переводил взгляд в другую точку пространства. И все в порядке. J чуть замешкался –упс! И я уже в мире «эльфов и гномов». Один камень привлек мое внимание. Это был дракон. С потрясающими  глазами. До мельчайших подробностей выточенных чешуинок на теле… я поднял его и засунул к себе в карман. Такое нельзя было  оставить… Да и кто бы мне поверил что такое есть на вершине? ( когда спустились с горы и отдохнули, я вспомнил про «дракона» и достал его из кармана… как я не пытался  увидеть в нем хоть что-то напоминающее дракона, не говоря уже о чешуинках – ничего у меня не получилось. Камень, как камень!)… спустились к лагерю… На встречу, с поздравлениями, бросились ребята из команды сопровождения. Поздравляют! Обнимают! Я в ответ прохрипел только одно слово: «Пиииить!!!!!» Катя молчала. Она не могла сказать даже этого. « Сок, воду?» Господи, он, что издевается над нами?!!!! «Пииииииить!!!!!!!!» залпом выпиваю стакан воды. Кажется, пить можно было бесконечно, это ведь такое наслаждение…. Зашли в барак. С трудом стянул с себя одежду. Рухнул на  нары. Сил вооообще нет! Вооообще! Одна радость, что почти не страшно. Ведь сил даже  боятся НЕТ! «что делать, чтобы вернулись силы?» — спросил я у ребят из сопровождения. «Ничего! Ничего не делать! Просто лежи»- с улыбкой ответили они. Просто лежать и ничего не делать?!!!!! А у меня есть выбор? Лежу. Просто лежу. 5 минут просто лежу. 10 минут, 15…. Просто лежу. Ничего не происходит. Ни-че-го! И это радостно. Ведь могло становиться хуже….Минут через 40, где-то в глубине ног что-то заклокотало. Очень тихо и нежно. Как если бы пузырьки воздуха поднимались в бакалее с шампанским. Я ощутил ноги!!!!!…. И вслед за этим, с удивлением стал наблюдать как из « ниоткуда» во мне стала появляться сила. И тонкими, теплыми струйками и пузырьками разливаться по всему телу…. Прошел еще час. И нас позвали пообедать…. А еще через час мы САМИ шли вниз ….. и с каждым шагом вершина становилась дальше и дальше от нас… Но на этом мои злоключения не окончились. Последняя капля была внизу, когда мы уже спустились с горы. И поселились в гостинице с « простынями  и кондиционерами» . И решили пойти в ресторан отметить нашу победу. И так хотелось вкусно, по- человечески покушать. И так мне хотелось кусочек сочного мяса, что я не обратил внимание , что официант сказал, что у них остался ПОСЛЕДНИЙ кусок свинины. Господи! Какая разница! Последний! Свинина! МяяяяяяяСО!11 Тащите!!! Так хотелось сытно, за последнюю неделю поесть, что напрочь забыл, что после «поста» нельзя есть жирное и , похоже, не очень свежее…. Вобщем все началось часов через 5. Жутчайшее отравление…. Если учесть, что нам выдали на ночь по 0.5 литров воды, предупредив, что из крана воду КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается пить… Но я и здесь выжил!

P.S. возможно,   я когда ни будь опишу другую сторону этого путешествия, где обязательно рассажу о красоте и доброте местных людей,  о природы, о магии потухших вулканов, и боли сгоревших джунглей,  о проказных обезьянках и ночных голосах джунглей… Но сейчас , после восхождение с сыном на гору, «вдруг», попросилось на «бумагу» безумие этого, Африканского  путишествия……..