История места. Ружейная улица 5.

Давно собирался написать про место в общем, и здание в частности, где сейчас находится Zefear. Что здесь было, о часовне, о купце Александрове — много интересного.

Называлась нынешняя улица Мира по-разному: Большая Ружейная, 1-я Монетная, а вплоть до переименования в 1918 году — Ружейная. Улицей Мира ее назвали в честь «В знак миролюбивой политики молодого Советского государства» 17 ноября 1918 года.

Пришлось много сидеть в интернете и надергал текстов отовсюду, господа авторы прошу прощение за отсутствие ссылок, это не дипломная работа и не диссертация Полтавченко)))

Построено здание по улице Мира 5 было в начале прошлого века по заказу купца и филантропа, потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга Георгия Александровича Александрова. Купец первой гильдии потомственный почетный гражданин Георгий Александров известен в истории нашего города как основатель театра и сада «Аквариум», которые тесно связаны с историей отечественной культуры.

Архитектор Павел Михайлович Мульханов (1857 — 1942). Он много сделал для нашего города, а после октябрьского переворота сбежал от комуняк.  Похоронен в Париже. Создал в Санкт-Петербурге более 80 зданий из них на Петроградке — 47.

Было построено два симметричных здания с проулком. Сейчас это улица Мира 3 и 5. В 1908 году часть здания дома 5 была снесена и там построена часовня. Это часть, выходившая на площадь Центрального рынка, а не на улицу Ружейную.

Часовня Иверской иконы Божией матери при подворье Иверского женского монастыря в городе Выксе Нижегородской губернии.

С часовней связана интересная история. Купец Александров весьма почитал старца Варнаву. Старец, приезжая в Санкт-Петербург, часто просил его соорудить при рынке подворье, которое могло бы послужить материальной поддержкой женскому монастырю, основанному отцом Варнавой в селе Выкса. 7  апреля 1910 года часовня была освящена. Она была небольшая, всего на 40-45 молящихся.

«Часовня отделана в славянском стиле с красивым куполом, наверху которого помещен крест. Внутренность часовни вмещает иконостас, окрашенный в белую краску с золотыми разводами. Посередине иконостаса помещается большая художественно исполненная икона Иверской Божией Матери. Справа от нее иконы Николая Чудотворца и Спасителя, слева – Михаила Архангела и святых Георгия Победоносца, Иоанна Многострадального и преподобного Варнавы. На стене по левую руку отдельно икона всех святых, сооруженная на средства торговцев Центрального рынка. Все иконы исполнены монахинями Иверского женского монастыря», – писал на следующий день «Петербургский листок.

«...В другом конце этой площади находится часовенка, которая неизменно присутствует на всяком рынке. Вблизи нее бывает птичий базар. В особенности здесь оживление 25 марта в праздник Благовещения. В этот день по старой традиции покупают птиц, чтобы выпускать их на волю» — так описывается это место в книге, ссылку на которую дал ниже.

22 ноября 1910 года купец Александров скончался, и его отпевали в часовне Выксунской богоматери, которую он возвел всего за полгода до этого.

Понятное дело, что комуняки часовню закрыли (5 августа 1923 года), а потом и снесли. До самого ее разрушения в ней жила последняя монахиня, просившая подаяние на Сытном рынке.

Вот как написано об этом месте в книжке под редакцией Н.А.Кузнецова и К.В.Ползиковой-Рубец. «Экскурсии в современность»

Ленинград, издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925 г.

«Рядом рынок. Тротуар прерывается. Деревянный забор с калитками и широкими воротами. По углам высокие дома неопределенного модернизированного стиля.
Нижние этажи заняты торговыми предприятиями. Вся часть улицы, примыкающая к рынку, застроена такими же высокими домами, нижние этажи которых также заняты различными магазинами. Как это обычно бывает в окрестностях базара, здесь мы найдем обилие пивных с их зелено-желтыми вывесками, парикмахерских и мастерских разных ремесленников: сапожников, портных, часовщиков. Ландшафт улицы резко изменился.
Обратим внимание на вывески, свидетельствующие о развитии кооперативного движения, например, „Труд рабочего». Рядом с новыми вывесками уцелели старые. Например, над швейной мастерской старая вывеска „Аu bon gout» (Хороший вкус).
Повернув к Центральному рынку, мы окажемся на площади. В глубине ее видны крытые ряды, над которыми возвышается рыночный корпус. Слева за „Ледяным Дворцом» виден проход с высокой застекленной аркой.
По пути к крытым рядам стоят шпалерами торговцы и торговки со своими корзинами. Здесь продают копченые селедки, семечки, яблоки. Некоторые торгуют искусственными цветами и детскими игрушками. Здесь бродят нищие с детьми. Тонким голосом певец поет заунывную песню, или же парнишка с независимым видом поет трогательные песенки, старательно выводя высокие ноты. Некоторые из них пользуются успехом и собирают круг слушателей.
Иногда слышны звуки какого-нибудь архаичного инструмента. Редко теперь попадаются гадалки. Бродят тут же ко всему привыкшие собаки, прыгают чирикая воробьи и гордо выпячивая грудь выступают голуби с набитыми зобами.
Еще недавно здесь сновали с видом человека „на чеку» спекулянты-продавцы и скупщики червонцев, сертификатов, а то и золотой монеты. Но это уже исчезнувшая разновидность рыночных завсегдатаев. Особого крика не слышно. Таково преддверие Центрального рынка.
Крытые ряды заключают в себе большое количество ларьков, расставленных правильными рядами. Здесь торгуют хлебом, всеми видами круп, молочными продуктами, сахаром, чаем, ташкентскими сушеными фруктами, колбасой — словом бакалейным товаром. Однако, „ряды» не специализированы.
Пройдя сквозь них, мы очутимся на площадке перед корпусом, к которому ведет каменная лестница. Оба строения соединены легким мостом. На фронтоне корпуса помещены часы и надпись: „1904. Г. А. Александров, Петербургский Центральный Рынок».
Внутрь ведут две двери. Слева в корридор, где в особых помещениях сосредоточена торговля овощами, дичью и рыбой, справа — всеми видами мяса. При входе висит градусник системы Реомюр.
Упомянутый Г. А. Александров является владельцем и Аквариума и Ледяного Дворца. Таким образом в руках этого предпринимателя находились увеселительные заведения и рынок, непосредственно связанные территориально. Подобный пример в нашем городе можно найти в Апраксином рынке, где базар непосредственно связан с театром (теперь Большой Драматический на Фонтанке) и основан одним и тем же предпринимателем.
Обходя большой корпус слева, мы подойдем к застекленной галлерее, откуда выход на Кронверкскую улицу. Здесь ворота, которые на ночь закрываются. Прямо против выхода церковка в скандинавском духе.
Это лютеранский храм св. Марии. Мимо него по Сытнинской улице в нескольких шагах большой и старый Сытный рынок. Таким образом Центральный рынок можно считать его ответвлением.
Справа от большого корпуса нашего рынка под открытым небом ларьки, торгующие скобяным товаром, кухонной утварью и посудой, а также игрушками. Несколько ближе в сторону улицы Красных Зорь площадка, занятая ручными тележками, мусорными ямами и сторожкой.
В другом конце этой площади находится часовенка, которая неизменно присутствует на всяком рынке. Вблизи нее бывает птичий базар. В особенности здесь оживление 25 марта в праздник Благовещения. В этот день по старой традиции покупают птиц, чтобы выпускать их на волю. 


За часовней узкий проход на улицу Мира (б. Б. Ружейная). В угловом доме устраивались собрания трезвенников.
Их унылые гимны были ясно слышны на улице. Здесь третьи ворота, закрывающиеся на ночь. Сквозь них можно выйти на улицу Мира и свернуть на улицу Красных Зорь.
На углу Кронверкской и Белозерской большое красное здание — бани. А на улице Мира небольшое строение, во вкусе русских палат,- общественная столовая фон Дервиз. Таково окружение Центрального рынка».