Что потребуется людям через несколько лет — 1

top skills

Вот такой список навыков составили эксперты форума в Давосе. С одной стороны — ничего нового, с другой — хотелось бы раскрытия понятий. А так — опять консалтинговые конструкции заточенные на получение огромных денег за обучение персонала. У нас апологетом такого типа обучения является Греф со своим Сбером. Они вроде улучшились, после отзыва лицензий и банкротства сотен банков к ним пошел народ и начались сбои. И сбои даже не в качестве обслуживания из-за персонала, а в системных решениях. Они все процессы пытаются автоматизировать, что верно, но опять постоянно сбоит.

С одной стороны они много учат персонал, с другой — все действия работников скриптуют и структурируют. И какой толк от такого обучения?

Я рассмотрю по очереди навыки, озвученные в Давосе.

1. Комплексное решение проблем (Complex problem solving)

Скорее всего имеется ввиду отход от схемы «причина-следствие». В динамических системах причина и следствие меняются местами в зависимости от времени начала наблюдений. «Комплексное решение» — учитывание множества факторов, влияющих на ход событий. Несколько лет назад Кен Уилбер написал много книг и ввел понятие «интегральной операционной системы» (ИОС), которую нам необходимо применять при решении сложных вопросов. Четыре квадранта или перспективы рассмотрения «Я», «Ты», «Мы», «Они». Если вопрос может быть решен в одном из квадрантов — это экспертный вопрос, легче нанять такового и забыть.

Однако если истоки ситуации лежат больше чем в одном квадранте — то необходимо применение ИОС. Пример: если у вас выпала пломба, то идите к стоматологу и меняйте её. Если же у вас пародонтоз, то посещение врача мало что решит, в отличие от распространенного мнения. Необходимо найти точки влияния на возникновение болезни — питание, образ жизни, вода и т.д.

Приложить усилие и изучить ИОС — важный шаг, приобретение сильнейшей умственной программы. Однако попробуйте почитать Уилбера и большинство из вас впадет в тоску. Это сложно, наш ум, ленивый по сути своей, отказывается вникать в сложность, упрощает и с радостью и улюлюканьем скатывается в обыденное мышление. Это нормально, это обусловлено эволюцией. В последние пару сотен лет эволюция отвалилась на задворки умственного гетто, однако её влияние по-прежнему велико — рептильный или крокодилий мозг — именно он принимает за нас решения, если нам не удается схватить эту рептилию за хвост и включить так называемый процесс мышления по Типу 2.

Мы будем рассматривать эти сложные вопросы в цикле семинаров «Мышление для Решений».

Сейчас затрону ещё один контекст. Предполагаю, что перечисленные навыки в первую очередь направлены на управленцев. Потому как если система (компания) работает по плану, то управления не требуется. Управление требуется тогда, когда возникают отклонения от намеченного плана. И настоящий управленец не столько даже выправляет эти отклонения, сколько рассматривает их как элементы системы и постоянно соотносит множество картинок (своих представлений) системы с реальностью.

Более того, я думаю, что проблемы можно прививать через инъекции «проблемок», вырабатывая таким образом и иммунитет, и возможные способы решения до необходимости решения, и выявляя новые пласты возможных проблем.

Как эти задачи можно решить без развития мышления? Никак.

И следующий навык как раз о важном аспекте сложного мышления. Об этом в следующей заметке.