Фридрих Ницше. №2.

В своей книге «Человеческое слишком человеческое» Фридрих Ницше отмечает одну особенность взаимоотношений мыслей и чувств.
«В мире нет ничего «внутреннего» и «внешнего». Подобно тому как Демокрит перенес понятия «верх» и «низ» на бесконечное пространство, где они не имеют никакого смысла, так философы вообще перенесли понятия «внутри» и «снаружи» на сущность и явление мира; они мнят, что глубокие чувства вводят глубоко внутрь и приближают к сердцу природы. Но эти чувства глубоки лишь в том смысле, что ими, еле заметно, постоянно возбуждаются известные сложные группы мыслей, которые мы называем глубокими; чувство глубоко, потому что мы считаем глубокой сопровождающую его мысль. Но «глубокая» мысль может всё же быть весьма далека от истины, как, например, всякая метафизическая мысль; если от глубокого чувства отнять примешанные к нему элементы мысли, то останется сильное чувство; последнее же свидетельствует для познания только о самом себе, точно так же как сильная вера доказывает только свою силу, а не истинность своего объекта».


Любопытно было бы узнать у философа его идею — исходя из чего сильное чувство возникает? Если бы человек не имел определенного комплекса мыслей о смерти, то не возникало бы страха смерти. Я никак не могу боятся птиродамушки просто потому, что я не знаю, что это такое, чем и чему в моей жизни это может грозить. Любить слётонечку я не могу по тем же причинам. Если я узнаю что-нибудь о слётонечке и птиродамушке, то у меня появится комплекс мыслей, оценка, соотношение меня и объекта, и тогда станет ясно какие чувства у меня этот объект может вызывать, потому как он встроится в мою систему восприятия мира и взаимодействия с ним.
Т.е. можно попробовать очистить от мыслей и оставить «чистое» чувство, однако зарождение его будет иметь основания только ввиду наличия каких-то мыслей, о чём много рассуждали стоики 2500 лет назад.
В этом смысле деление на «внутреннее» и «внешнее» — бессмысленно, любое внешнее имеет значение лишь в случае отражения во внутреннем и придание ему определенной конфигурации, помещения в существующие понятийную или инстинктивную системы координат.
Ницше акцентирует внимание на том, что само по себе чувство или сама по себе вера ничего нам не дадут, кроме простого признания наличия чувства или наличия веры. Без въедливого разбора мыслей, сопровождающего и основывающего чувства и веру, мы не сможем продвинутся ни в познании, ни в нахождении положения дел, которое будет казаться истинным в данный момент времени.